"Черный квадрат" Малевича. Может стоит все же прочитать?
В самом начале публикации я бы хотела рассказать, почему я ее создала. )))
На мой взгляд "Черный квадрат" стал одновременно и легендой и проклятьем Малевича. Когда читаешь споры на некоторых форумах об этой картине, то понимаешь, что спорящие вообще не знают кто же такой Малевич и картин его других тоже не разу не видели. Но очень хочется сказать им: "Фи, я тоже так могу". )))
Идея об этой публикации была у меня ооочень давно. Но неделя авангарда на Ярмарке мастеров стала необходимым "волшебным пендалем", значит действительно пора. )))
Малевич - это не только "черный квадрат". Даже без него его бы знали и ценили.
Да и сама история с "Черным квадратом" очень интерессная.
Может стоит все же ее прочитать?
К. Малевич. Автопортрет (между 1908 и 1911 гг.)
В советское время на протяжении многих лет имя Казимира Малевича находилось под негласным запретом. Сам художник в течение своей жизни также немало способствовал тому, чтобы максимально запутать факты личной и творческой биографии, предельно затруднить любые попытки внешнего проникновения в то удивительное явление, тот сгусток тонкой психической энергии, который мы называем Казимиром Малевичем.
"Жнец на красном фоне" |
Казимир Северинович Малевич родился (11) 23 февраля 1878 года близ Киева. Однако есть и другие сведения о месте и времени его рождения.
Родители Малевича были поляками по происхождению. Отец работал управляющим на сахарном заводе известного украинского промышленника Терещенко (по другим данным отцом Малевича был белорусский этнограф и фольклорист). Мать была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем в семье. Рисовать начал учиться самостоятельно, после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок. В возрасте 17 лет некоторое время провёл в Киевской художественной школе.
В 1896 году семья Малевичей обосновалась в Курске. Там Казимир работал мелким чиновником, но бросил службу ради карьеры художника. Первые работы Малевича написаны в стиле импрессионизма. Позже художник стал одним из активных участников футуристических выставок.
Родители Малевича были поляками по происхождению. Отец работал управляющим на сахарном заводе известного украинского промышленника Терещенко (по другим данным отцом Малевича был белорусский этнограф и фольклорист). Мать была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем в семье. Рисовать начал учиться самостоятельно, после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок. В возрасте 17 лет некоторое время провёл в Киевской художественной школе.
В 1896 году семья Малевичей обосновалась в Курске. Там Казимир работал мелким чиновником, но бросил службу ради карьеры художника. Первые работы Малевича написаны в стиле импрессионизма. Позже художник стал одним из активных участников футуристических выставок.
"Атлеты" |
Был ли Малевич всего лишь художником-недоучкой? Достиг бы он высоких творческих вершин, если бы пытался реализовать свой талант в классических направлениях живописи? Эти вопросы никогда не найдут своего ответа.
Приход Малевича был обусловлен временем. Предреволюционное, зыбкое время уже выводило на сцену новое поколение творцов. Казимир Малевич очень тонко и остро чувствовал эти нарастающие подводные течения судьбы и умел попадать в самый эпицентр их круговорота, всякий раз успешно оказываясь на поверхности.
Полуграмотный самоучка, ставший всемирно известным художником, директором Ленинградского государственного института художественной культуры, автором целого ряда теоретических изданий, создателем собственного направления в изобразительном искусстве (супрематизма), Казимир Северинович не был случайным человеком.
"Чёрный квадрат" |
Ловко лавируя в событийных потоках, Малевич поражал современников своей уникальной способностью поляризовать, наполнять энергией окружающее его пространство. Его произведения всегда вызывали и продолжают вызывать постоянные споры и столкновения самых противоположных точек зрения. Известный в России, в основном, как автор «Черного квадрата», за границей он стал подлинным символом революционного искусства.
Малевич умер 15 мая 1935 в Ленинграде. Творческое наследие художника до сих пор не получило и вряд ли когда-либо получит какую-то однозначную оценку специалистов и поклонников живописи. Однако его гигантский масштаб не могут отрицать даже самые ярые противники Казимира Малевича.
Персональные выставки
- 1919 — «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму», Москва
- 1923 — Персональная выставка, посвящённая 25-летию творческой деятельности, Москва
- 1927 — Персональная выставка в Варшаве
- 1929 — «Выставка произведений живописи и графики К. С. Малевича», Москва.
- 1930 — Персональная выставка в Киеве
- 1989 — «Казимир Малевич. 1878—1935», Ленинград
- 1988 - 1989 — «Казимир Малевич. 1878—1935», Москва
- 1989 — «Казимир Малевич. 1878—1935», Амтсердам.
- 2000- 2001 — «Казимир Малевич в Русском Музее», Санкт-Петербург.
Коллективные выставки
- 1907 — XIV выставка Московского товарищества художников
- 1910 — «Бубновый валет»
- 1911 — первая выставка общества «Московский салон»
- 1911 — выставка петербургского «Союза молодёжи»
- 1915 — «Трамвай В», Москва.
- 1915 — «Последняя футуристическая выставка „0,10“».
- 2000 - 2001 — «В круге Mалевича. Соратники. Ученики. Последователи в России 1920-1950-х»,Санкт-Петербург
Англичанин в Москве
Боец первой девизии.
Лесоруб
Точильщик
Цветочница
Книга Казимира Малевича "Бог не скинут"
Взгляд Малевича на построение нового общества через освобождение человека от тяжелого труда через машину, через освобождение от оков подражания природе в искусстве, создавая форму сугубо принадлежащую человеку.
Преображая мир, я иду к своему преображению, и, может быть, в последний день моего переустройства я перейду в новую форму, оставив свой нынешний образ в угасающем зеленом животном мире. Сейчас все можно самим преобразить. Самих себя, наши жилища и города и уйти в новое, с новой формой, забыв о животном мире, который гниет и умирает, с которым ничего нельзя сделать.
В интернете книгу можно скачать и почитать.
Чёрный супрематический квадрат — самая известная работа , созданная в 1915.
Первый и третий вариант картины представляют собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров, на котором изображён чёрный квадрат на белом фоне. Размеры второго варианта — 106 на 106 см, четвёртого — 53,5 на 53,5 см
«Чёрный квадрат» входит в цикл супрематических работ К.Малевича, в которых художник исследовал базовые возможности цвета и композиции. Второй вариант картины «Чёрный квадрат» включён в триптих, в составе которого также присутствуют «Черный круг» и «Чёрный крест».
Работа была выполнена летом и осенью 1915г. По утверждению художника, он писал её несколько месяцев.
Работа была выставлена на последней футуристической выставке «0.10», открывшейся в Петербурге . Среди тридцати девяти картин, выставленных Малевичем на самом видном месте, в так называемом «красном», где обычно вешают иконы, висел «Чёрный квадрат».
Впоследствии Малевич выполнил несколько вариантов картины «Чёрный квадрат» (по некоторым данным, семь). Достоверно известно, что в период с 1915 по начало 1930-х годов Малевич создал четыре варианта «Чёрного Квадрата», которые различаются рисунком, фактурой и цветом.
Второй «Черный квадрат» написан около 1923 г. при участии Казимира Малевича его ближайшими учениками — Анной Лепорской, Константином Рождественским и Николаем Суетиным — для триптиха, включавшего также «Чёрный Крест» и «Чёрный Круг».
Исследователи предполагают, что третий «Черный квадрат» был написан в 1929 г. для персональной выставки Малевича по просьбе тогдашнего заместителя директора ГТГ Алексея Федорова-Давыдова из-за плохого состояния «Чёрного квадрата» 1915 года.
Четвёртый вариант, возможно, был написан для выставки «Художники РСФСР за XV лет», прошедшей в Ленинграде в 1932 г. Несмотря на авторскую надпись на обороте «1913 г», картину обычно датируют рубежом 1920-1930-х гг., поскольку нет никаких следов её более раннего существования.
Малевичем были также написаны картины «Красный квадрат» (в двух экземплярах) и «Белый квадрат» («Супрематическая композиция» — «Белое на белом») — один.
«Квадрат» сыграл свою роль в оформлении похорон Малевича в 1935. Во время похорон на открытой платформе грузовика с изображением чёрного квадрата на капоте был установлен супрематический саркофаг, а над могилой (близ деревни Немчиновки) был поставлен деревянный куб с изображением чёрного квадрата. Вскоре могила была уничтожена.
История написания картины с «Квадратом»
Изначально знаменитый как квадрат Малевича, впервые возник в декорациях к опере «Победа над Солнцем», как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга. Это была знаменитая декорация к пятой сцене 1-го действия, представляющая собой квадрат в квадрате, поделённый на две области: чёрную и белую. Затем из декораций этот квадрат перекочевал в станковое произведение.
- В настоящее время в России находятся четыре «Чёрных квадрата»: в Москве и Санкт-Петербурге по два «Квадрата»: два в Третьяковской галерее, один в Русском музее и один в Эрмитаже. Одна из работ принадлежит российскому миллиардеру Владимиру Потанину, который его приобрёл у Инкомбанка в 2002 году за 1 миллион долларов США (около 28 миллионов рублей) и передал на бессрочное хранение в Эрмитаж этот первый из существующих вариантов холста с изображением «Чёрного квадрата» кисти основателя супрематизма.
- Один из «Чёрных квадратов», написанный в 1923 году, является частью триптиха, в который также входят "Черный крест" и "Черный круг".
- В 1893 уже выставлялась аналогичная картина Альфонса Алле, под названием «Битва негров в глубокой пещере темной ночью"
- По одной из версий, художник не смог закончить работу над картиной в нужный срок, поэтому ему пришлось замазать работу черной краской. Впоследствии, после признания публики, Малевич писал новые «Черные квадраты» уже на чистых холстах. Попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем совершались неоднократно. Однако ученые и критики посчитали, что картине может быть нанесен непоправимый ущерб.
- Есть мнение, что Казимир Малевич всего лишь позаимствовал восхищение аскетичностью элементами японской культуры, а потом просто адаптировал его пропаганду для советской культуры.
Во время подготовки публикации нашла одну очень интерессную версию о картине Малевича "Черный квадрат"
Открытие живущих сейчас в Германии петербургских художников Юрия и Егора Романовых - по их мнению, Малевич – сам того не зная – прозрел появление Пиксела, ввергающего человечество в виртуальное начало компьютерных и телевизионных технологий подчинения массового сознания бездуховности и мерзости запустения. Его ЧК обернулся мириадами пикселов миллиардов телевизионных и компьютерных экранов, которые сверкают разноцветными огнями в домах миллиардов людей по всей Земле. Итак, ЧК=Пиксел. Дать явлению (феномену) точное имя, понять его сущность – значит преодолеть его, стать выше его, сделать возможным подчинить его своей воле.
Загадки «Черного квадрата» более не существует. Фетиш разоблачен. Не надо ломать голову. Это был всего лишь Пиксел!
Вот такая вот у них версия. )))
Во время обучения на художественно-графическом отделении преподаватель озвучивал нам версию, что черный квадрат написан без применения черного цвета. То есть Малевич добился черного цвета путем смешения красок. К сожалению во время подготовки к публикации эту информацию я не нашла.
Источники
Источников очень много. Опубликовать их все не могу - такое количество ссылок - нарушение правил.
Но хочу сказать, что есть шикарнейший сайт Клуб К.Малевича. Это один из источников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий