Венкова А.В. Визуальная культура эпохи глобализма: идентификация пусто-
ты // Глобальное пространство культуры: материалы международного науч- ного форума 12-16 апреля 2005. – СПб: Центр изучения культуры, 2005. – С.
276-279.
Визуальная культура эпохи глобализма: идентификация
пустоты
Алина
ВЕНКОВА
Гипертрофированная озабоченность пустотой и ее
возможными превраще- ниями отличала актуальное
искусство от простого мастерства на
протяжении все- го двадцатого столетия. Все крупные
фигуры международной арт-сцены так или
иначе
переболели
одержимостью пустотой и ее возможным удержанием в мате- риале искусства. Оригинальность разрешения этой задачи позволяла критикам и художникам определять место
того или иного явления в пространстве искусства.
Различия в способах обращения с пустотой дробило художественный
про-
цесс
на составляющие. Последние
отвечали за идентификацию, что облегчало ориентацию в
мире
искусства. Авангард верил в
позитивность пустоты, активную
энергетику Ничто, верное обращение с которой давало необходимый максима- лизм, яростный сепаратизм, а главное - искреннюю и полную свободу
самоиден- тификации. Выйдя за
Нуль форм, вслед за мечтой Казимира Малевича, можно
было вернуться
как к активному плюсу,
так и недвусмысленному минусу.
Мистическое обращение
с пустотой тоталитарного искусства
до конца не
поддается вербализации, однако, удержание тоталитарной художественной прак- тикой авангардистского плюса не
вызывает сомнения. Минус оказался «забро- шенным» за океан и воплотился
в американском неоаванграде.
Так называемый «высокий модернизм» томился пустотой, стремился вы-
теснить, растворить ее
во все более изощренной формализации, обезоружить, де- сакрализировать присущее ей напряжение. Эту озабоченность он передал постмо- дернизму, который
лукаво обошел модернистский вопрос, материализовав пусто- ту, сделав ее вещью, с которой,
как с любой вещью, можно играть, работать или
без
сожаления расстаться.
Современная художественная практика демонстрирует внимание
к «ос- новному
вопросу двадцатого века», пропуская его сквозь призму
актуальных со- циальных проблем. Ничто так
не
занимает современных художников, как разра- ботка
идеи пустоты на новом материале
разнонаправленных процессов глобали- зации/децентрализации механизмов
культуры.
Социальный взрыв, метафорически выраженный катастрофой
11 сентября
2001 года в
Нью-Йорке, сдунувший последний постмодернистский
туман, очи- стил семантическое
пространство культуры, поменяв
режимы с ”game over” на
“play
again”. Новая страница в глобальном художественном эксперименте почти совпала с границей хронологической. Теоретики современной культуры сходятся
в утверждении о том,
что пустота усилилась и стала почти физически ощутимой.
Природа искусства, как и любая другая, пустоты не
терпит. Это означает,
что
визуальная культура выходит на новый этап осмысления проблемы Ничто,
попадая в полосу
борьбы за идентификацию. Пустота требует образования полю- сов, плюсов и
минусов обращения с
любимой двадцатым
веком
фигурой Ничто.
Эпоха
глобализма примечательна
своей нелюбовью к статике, неспособностью
выносить бездействие и покой. Современность предстает как эпоха гиперактивно-
сти, эпоха слова
и действия. Новая культура мыслит себя в терминах усилия и преобразования.
Освободившееся семантическое поле
требует заполнения новыми иденти- фикационными стандартами, которые
в настоящее
время находится в процессе
становления. Наблюдая современный художественный процесс, можно говорить о нескольких принципиальных тенденциях, как
наследующих паттерны двадцатого века,
так и относительно новаторских.
Прежде всего, следует отметить ренессанс идеи ответственности художни- ка. Ситуативная этика
постмодернизма
все активнее
вытесняется этикой ответст- венного поступка, этикой выбора. От художника сегодня снова
ждут фиксации не только профессиональной, но и социальной
позиции. Привычный во второй поло-
вине двадцатого века
жизненный и стилистический драйв сегодня воспринимает- ся с недоумением. Искусство становится кастовым, поделенным
на
«коммюнити», каждая из которых озабочена идеей репрезентации собственной художественной и социальной позиции.
Несмотря
на кастовость, фигура
художника все
активнее
превращается в единицу социального действия. Социальный активизм конца двадцатого века пе- рестал быть экзотикой и превратился в необходимое условие творчества. Худож- ник снова заинтересован в ответственности за сделанное им. Идея авторства вос- станавливается в своем первоначальном
варианте «выполнения дистрибутивной
функции»
(М.Фуко). Автор тяготеет к идентификации с творением, его цель - за- крепление в сознании зрителя ассоциативного
ряда
художник-идея-контекст. От- сюда
неожиданное возрождение экспрессивного принципа
творчества. Выраже- ние как основа
репрезентации возрождается идеей, не получившей еще пластиче- ской закрепленности. В
настоящий момент в современном искусстве можно обна- ружить следы экзистнециальной лирики и социальной агрессии, но не инструмен- тарий их визуализации.
Экспрессивное, выразительное начало восстанавливает потерянную по-
стмодернизмом идею репрезентации. Современный художник стремится к пред- ставлению идей и реальности, наследуя скорее модернизму, чем постмодернизму.
Его можно определить
как активного медиума с социальным лицом, способного к трансляции как
духовных,
так и материальных реалий, что
обеспечивает
совре- менной визуальной культуре
возможность отработки различных стратегий и
практик репрезентации.
Идентификация осуществляется через представление- репрезентацию, которая
воспринимается как заново
открываемая грань эстезиса.
Философия эпохи глобализма примечательным образом разводит репре- зентационные
стратегии по двум основным
каналам: разработка
характера быто-
вания реалий глобализированной материальной
культуры, и оттачивание уни- кальности
духовной составляющей персонального универсума ценностей, зачас- тую связанной с национальным измерением той или иной региональной культу- ры. Художественная практика оказывается обусловленной общими процессами
унификации/стандартизации культуры с одной стороны и децентрализа- ции/персоналазации с другой.
Среди основных репрезентационных каналов,
обеспечивающих идентифи- кацию художника в пространстве глобализированной культуры можно выделить
следующие.
1. Отработка идеи национальной идентичности. Окончательно вошедший в худо-
жественную реальность тип художника-номада не только
не
разрушил, но, напро- тив, предельным образом заострил идею
национальной принадлежности как
пер-
воначального архетипического истока творчества. Наиболее остро эта тема звучит
у художников-эмигрантов, болезненно переживающих изменение культурного контекста. Не
смирившиеся с участью кочевника, они выстраивают идентичность по отношению к конкретной культуре, а не идеи культуры как таковой, что харак- теризовало
эпоху постмодерна.
2. Психопатология
политики. Радикализированный вариант стратегии выражения идеи национальной идентичности обнаруживается у художников, не менявших
место жительства и выстраивающих свою идентификационную систему
в про- странстве родной культуры. Такие художники
выступают в роли социальных кри- тиков,
разрабатывающих своеобразный вариант психопатологии политики. Поли- тизированная стратегия самоидентификации
отличается заметным консерватиз- мом
пластического языка. Представители этой ветви современного искусства
тя- готеют к неоавангардным формам художественной активности – проектности,
со- циальному
активизму, интермедиальности, акцентированию аспектов художест- венного творчества, связанных с разработкой проблемного поля прошлого-
настоящего, традиции-инновации, старого и нового. Искусство в рамках подоб-
ных практик воспринимается как своеобразный вариант социальной политики,
изоморфной по структурам и формам высказывания, хотя зачастую и оппозици- онной политической линии государства.
3. Гендерная проблематика. Идея социального пола, не равного биологическому,
прочно внедрилась в культуру, начиная с
первой четверти двадцатого века. Со- временная трактовка отличается большим сходством
скорее с практиками перио- дов авангарда и раннего тоталитаризма, чем с традициями вялой идеологической
борьбы постмодернистской эпохи. Гендерная проблематика перестала
восприни- маться как экзотическая и прочно вошла в число реалий современной культуры.
Тем самым пафос новизны
гендерного травести оказался утраченным. На смену ему пришла составляющая экзистенциальной позиции автора. Актуальная ген- дерная теория и арт-практика заняты отвоевыванием приватных ниш у
глобаль- ных унифицированных полей. Гендерная идентификация направлена
сегодня, прежде всего, на построение зон
персональной закрытости в рамках глобализиро-
ванного
культурного
пространства.
4. Новая медиальность. Медиа
в современной
культуре все чаще понимается как любого рода посредник, а не
только электронный носитель информации, выводя- щий искусство к
осмыслению проблемы глобализированных
СМИ. Современная визуальная культура
вовлекается в общие
процессы разработки и осмысления ма- нипулятивных возможностей средств массовой информации.
С одной стороны,
искусство стремится сохранить присущие только ему специфические формы ме- диапосредников, вплоть до холста
и красок, с другой, - в
качестве системы, мани- пулирующей визуальными знаками, искусство непроизвольным образом вступает в диалог с более мощными системами трансляции информации. Зачастую бессоз- нательно визуальная культура, локализованная в мире искусства, прибегает к тем же приемам, что
и основной поток средств массовой
информации.
5. Новый гедонизм. Современное
искусство, отягощенное
этикой ответственно- сти, тем не менее, транслирует тягу
к наслаждению материальной фактурой бы- тия. В современной художественной практике новый гедонизм выражается, преж- де всего, в упоении формой. Сделанность,
качество и техническое совершенство вещи в состоянии принести удовлетворение как ее создателю, так и реципиенту. Культура ready-made
оказывается
заметно устаревшей, так как современный
ху-
дожник и его публика стремятся к длительному наслаждению вещью. Готовые
предметы все меньше удовлетворяют этим
требованиям, что побуждает художни- ков
обратиться к классическим основам мастерства.
Упомянутые
репрезентативные каналы создают потенциальные
возможно- сти для разворачивания
идентификационных практик,
возникающих в пустом
пространстве,
оставшемся от уничтожения идеалов
культуры
постмодерна. Акту- альные визуальные
практики включены в формирование намечающихся базовых
особенностей зарождающейся новой культуры. Современный этап этого
процес- са, получивший название
эпохи глобализма, оказывается в
этой
связи не столько
идентифицирующим, сколько маркирующим понятием, - идеей, собирающей во- едино зачастую разнонаправленные усилия участников глобального эксперимен- та.
(Работа выполнена в рамках
проекта,
поддержанного
РФФИ, грант
№
03-06-
80217)
Комментариев нет:
Отправить комментарий