пятница, 20 апреля 2012 г.

для гбмсэ марий-эл




ЧТО ВСЕГДА, ПРИ ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ И НОЗОЛОГИЯХ, НАДО ОТРАЖАТЬ В ПСИХ.СТАТУСЕ: 
- ясность сознания/отрешенность/бессвязнность, 
способность ориентироваться в месте/времени/личности,
- "портрет больного": мимика, жесты, манера держаться, согласие на беседу, внешний вид - опрятность; темп речи, словарный запас;
- обманы восприятия: обязательны примеры высказываний больного, отразить множественность и постоянность расстройств (иллюзии, галлюцинации, псевдогаллюцинации, сенестопатии, висц.галлюцинации, деперсонализация/дереализация, иные расстройства восприятия)
- состояние памяти:  субъект.жалобы, их соответствие объект.клин-псих. данным, состояние краткосременной и долговременной памяти, псевдореминисценции и конфабуляции
- внимание: переключаемость, концентрация
мышлени: структурные (ассоциативныен) расстройства по органическому или эндогенному типу с примерами высказываний больного, изменение темпа речи и мышления, болезненные идеи со степенью нелепости и фантастичности
- интеллект: соответствие соц.среде и полученному образованию, запас общеобр.знаний
- состояние эмоций: лабильность, эксплозивность, оскудение, тупость, извращение; фон настроения и степень адекватности сложившейся ситуации. Эмоциональный фон рассматривать с точки зрения больного (субъективно) - что он сам говорит, и объективно - что видит сам врач (мимика, слезы, тон голоса, реакция на беседу, на разговор о травмирующей его ситуации, о значимых лицах)
- двигательно-волевые расстройства - тики, гиперкинезы, эпиприпадки, иные пароксизмы, кататонические симптомы, волевые расстройства, отклонения поведения.
- данные за установочное поведение



Далее рассмотрим следующий вопрос: почему при олигофрении не может быть идентичных статусов для разных больных с различными ее степенями?
Ответ прост и вытекает из вопроса: ПОТОМУ ЧТО ЭТО - РАЗЛИЧНЫЕ БОЛЬНЫЕ с РАЗЛИЧНЫМИ СТЕПЕНЯМИ ОЛИГОФРЕНИИ и РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ОЛИГОФРЕНИЧЕСКОГО ДЕФЕКТА. Не наобум же доктора ставят диагноз (хотя, допускаю, что многие чудесные диагносты основывают свои умозаключения исключительно на данных ЭПО... в нашей группе под конец года обучения всех таких особо упрямых в следовании своему методу диагностов, так или иначе, заставили вернуться домой, что называется, не солоно хлебавши).
С точки зрения Кафедры социальной психиатрии и психологии СПИУВЭК, не совсем профессионально вкладывать свою работу эксперта в прокрустово ложе МКБ 10 с ее упрощенными и обобщенными формулировками. Представители кафедры поясняют, что людям с, по сути, разными клиническими картинами, один и тот же статус "подогнать" невозможно.
Поэтому приведу ниже соображения профессора Войтенко. Желающим прочитать самостоятельно его книги могу их отослать из Спб. Стоит комплект его методичек около тысячи, что ли (а в интернете - бесплатно одна есть). Если это необходимо - могу уточнить. Запрос высылать письменно на ryzhkova.ir@gmail.com.




ОЛИГОФРЕНИЯ


Главные признаки:
·                    ­ наличие врожденной интеллектуальной недостаточности чело­века либо приобретенной в раннем детстве (интеллект ­ - структура личности, ориентированная на умение ставить и решать социально­-психологические задачи различной степени сложности; или, иначе, ­ личность в целом, взятая со стороны умения ставить и решать жиз­ненные задачи);
·                    ­ отсутствие проrредиентноrо течения, т. е. характерных для «психиатрии течения» уrлубления и развертывания симптоматики или смены синдромов.
По существу при олиrофрении имеет место «рубец», дефект, а не текущее заболевание. Следовательно, при возникновении пси­хических заболеваний олиroфрения является не этиолоrическим фак­тором, а неблаrоприятным патопластическим фоном, основой, на которой развертывается патолоrический процесс.

Классификация.
1. Наследственная и генеративная nатология:
а) хромосомные аберрации ­ болезнь Дауна, синдром Кляйн­фельтера, синдром Шерешевскоrо­ Тернера, трисомия по «Х» xpo­мосоме;
б) нарушения обмена (белковоrо, yrлеводноrо) ­ фенилпирови­ноrpадная, фруктозурийная, raлактозурийная, ксеродермическая и др.; Эмбрио­ и фетоnатии ­ воздействие вредности на мать и плод в период внутриyrpобной жизни ­ резус­фактор, интоксикации, инфекции, диабет, тиреотоксикоз и друrие заболевания матери.
 2.  Органическое поражение мозга плода (ребенка) в возрасте до трех лет (ЧМТ, инфекции, интоксикации и т. п.).
Анализ причины развития олиrофрении представляется крайне важным в детской психиатрии, поскольку в зависимости от нее должна формироваться ИПР с акцентом либо на медико­биолоrи­ческую ее состамяющую, либо на психолоrо­педаrоrическую и co­ циальную  составляющие.


СТЕПЕНИ  ОЛИГОФРЕНИИ И ТИПЫ ОЛИГОФРЕНИЧЕСКОГО ДЕФЕКТА
В социальной психиатрии и МСЭ при психических болезнях при анализе возможностей адаптации (самообслуживание, передви­жение, обучение, трудовая деятельность) лиц, страдающих  оли­rофренией, следует оценивать не только степень олигофрении, но и тип т. н. олигофреническоrо дефекта (под типом дефекта следует понимать не «ИЗЪЯН», а формирование механизмов компенсации интеллектуальной нeдocтa­точности через иные структуры личности ­ темперамент, характер, мотивационную сферу).
Чем выраженнее степень олиrофрении, тем меньше возможнос­тей компенсации интеллектуальной недостаточности. Поэтому в co­циальной психиатрии не принято выделять тип дефекта при идиотии.
Однако степень оrpаничения жизнедеятельности лиц, страдаю­щих олиrофренией в степени дебильности, практически не достоверна без анализа того или иноrо варианта типа дефекта.
В социальной психиатрии и МСЭ при психических болезнях принято выделять следующие типы дефекта:  основной тип;  психопатоподобный;   сложный тип олиrофреническоrо дефекта.

ИТАК, ЧТО НАДО ПИСАТЬ В ПСИХ.СТАТУСЕ ПО ОЛИГОФРЕНИИ - ПОМИМО УКАЗАННЫХ В ПЕРВОМ АБЗАЦЕ МОМЕНТОВ (в скобках даны пояснения, примеры, - выбираете из них то, что Вам нужно по ситуации) 

1. Идиотия /IQ менее 20/ :  тип олиrофреническоrо дефекта не вьделяется;  в целях социальной реабилитации целесообразно вьщелять rлу­бокую, среднюю и леrкую степень идиотии.
Глубокая степень:  
нет лоrически -­ассоциативных предъявлений, не образуется связь между предметами и явлениями; 
нет дифференцировки ощущений ­ (гoрячее­ - холодное, съедоб­ное - ­несъедобное);  
эмоциональные реакции полярны, примитивны ­ (гневли­вость, апатия);  
двигательные реакции бедны, малокоординированы. 
Затруднена способность ходить (ходят с трудом). 
Характерны двигательные стереотипы ­ (раскачивание, кивание, жевательные движения и т. п.); 
болевая чувствительность понижена, ­ склонность самоповреж­дению (рвут волосы, царапают лицо, кусают себя и т. п.); 
нет навыков самообслуживания (не могyт одеться, пользо­ваться ложкой, вилкой. Неопрятны, пахнут мочой и/или калом);  
речь полностью отсутствует.

Легкая и средняя степень:  
логически­ - ассоциативные связи крайне примитивны (пла­мя ­ -не трогать; лед ­ -холодный и т. п.);
В эмоциональном плане способны дифференцировать окружающих ­ (радость, недовольство, гнев по отношению к конкретным лицам); 
двиraтельные реакции: примитивно ­неуклюжи при движени­ях, ходьбе (Однако иногда могyт бьпь достаточно координированы);
речь: ­ знают отдельные обиходные слова. Фразовая речь отсутствует. Речь с дефектом (шепелявость, гнусавость и т. д.); 
имеются навыки примитивноrо самообслуживания (еда ложкой, мытье лица, снимание простой одежды).


При оценке степени оrpаничения жизнедеятельности всем ли­цам, страдающим идиотией, должна определяться 1 rpуппа инва­лидности (необходимость постоянноrо постороннеrо ухода и надзора). В семье не удерживаются. Проживают в психоневролоrических интернатах.
Основная абuлuтацuонная цель ­ элементарное самообслуживание, опрятность (абилитация ­ формирование сфер жизнедеятель­ности, ранее не реализованных).


2. Имбецильность.
Глубокая степень /IQ 20-34/:  
имеются примитивные логические и ­ассоциативные связи, пред­ставления;  
эмоциональная сфера достаточно развита, имеется эмоцио­нальная дифференцировка окружающих;  
умеренные/незначительные двигaтельные расстройства (значительных может и не быть - страдают тонкие, сложнокоординированные действия);  
усвоен небольшой запас слов, строят короткие стандартные фразы, простую, конкретно ориентированную речь пони­мают; 
имеются навыки элементарноrо самообслуживания, 
потребности примитивны (еда, мытье, опрятность, элементарная помощь окружающим);  

При помощи поэтапной тренировки возможны расширение навыков по самообслуживанию и простейшие трудовые процессы;  обучение во вспомоraтельной школе непродуктивно;  тип олиrофреническоrо дефекта выделять нецелесообразно. При оценке степени оrpаничения жизнедеятельности на первый план выступает невозможность самообслуживания, самостоятельноrо передвижения, социальных контактов, что требует определения 1 rpуппы инвалидности. ·
Основная абuлитационная цель ­ расширение навыков самооб­служивания и участие в простейших трудовых процессах (на дому).

Легкая и средняя степени /IQ 35-49/:  
cформированы конкретные лоrически-­ассоциативные связи, конкретные представления (кошка, собака, но не кошки ­ собаки вообще);  
к самостоятельному решению интеллектуальных задач (даже простых, житейских) неспособны;  
умеренные/незначительные двигaтельные расстройства (значительных может и не быть - страдают тонкие, сложнокоординированные действия);  
усвоен небольшой запас слов, строят короткие стандартные фразы, простую, конкретно ориентированную речь пони­мают; 
имеются навыки элементарноrо самообслуживания, 
потребности примитивны (еда, мытье, опрятность, элементарная помощь окружающим);  



Удовлетворительно адаптированы только в привычных, стандартных жизненных ситуациях, в связи с чем необходимо постоян­ное руководство;  
однако могyт учиться во вспомоraтельной школе (усваивают  простейший счет, написание отдельных слов, чтение простых текстов, вывесок и т. п.);  осваивают простейшие трудовые процессы (мытье посуды, полов, клейка пакетов, расфасовка и т. п.).
Основная абuлuтационная цель ­ жизнь в семье, в социальной rpуппе. При ее решении необходимо использовать стремление к подражанию, внушаемость, интерес к монотонной деятельности;  для леrкой и средней степени имбецильности характерно фор­мирование личностной мотивации ­ «быть как все», т. е. не отличаться по внешнему виду, одежде, поведению от дрyrих людей. Эта установка также может быть использована в абилитацион­ных целях.

В социальной психиатрии и МСЭ при психических болезнях для оценки абилитационных возможностей представляется целесообраз­ным при средней и леrкой степени имбецильности выделять тот или иной тип олиrофреническоrо дефекта: ­
·                    « ­сновной» тип характеризуется отсyтствием расстройств в сфере темперам­ента и характера. Больные достаточно синтонны, добро­душны, ДQброжелательны, общительны, покладисты, без значи­тельных аф­ктивных вспышек. Мотивационная сфера социально ориентирован­­а помощь друrим, трудонаправленность, стремле­ние найти место \социальной rpуппе; самооценка невысока.
·                    Псuxопатоподо6ныйй тип ­ два варианта:
1. Эксплозивный вариант ­ помимо интеллектуальноrо дефекта имеется патолоrия в сфер­ темперамента и характера:  они возбудимы, аrр­ссивно­злобны, склонны к жестокости, иноrда к самоистязанию, э­оционально ситуативно неадекватны; при социальных контактах ­ без чувства дистанции, двиrа­тельно расторможены, неадекватно общительны, назойливы, тpe­буют повышенноrо внимания, постороннеrо контроля за поведени­ем и деятельностью.
2. Астено­апатическuй вариант ­ интеллектуальная недостаточность сочетается с апатией, вялостью, равнодушием ко всем формам деятельности; крайне леrко астенизируются, обидчивы, плаксивы; в деятельность социальной rруппы не «вписываются», склонны К реакциям «ухода». Подобный рисунок поведения и эмоциональные реакции также приводят к необходимости постороннеrо  надзора и ухода.
При имбецильности, даже в леrкой степени, сочетание интел­лектуальной недостаточности и психопатических эмоционально­-во­левых форм поведения резко оrpаничивает жизнедеятельность (оп­ределение 1 rpуппы инвалидности).
При основном типе олиrофреническоrо дефекта и леrкой имбе­цильности возможны варианты экспертноrо решения. Реализация ИПР может быть достаточно успешной при aдeквaтных ее целях и задачах.


3. Дебильность /IQ 50-69/ - ­ леrкая степень олигофрении:  
возникают наибольшие трудности в дифференциальном диаrнозе; 
имеется необходимость отrpаничения от орraнических пора­жений мозrа, педаrоrической «запущенности», интеллектуальной поrpаничной недостаточности, «низкой нормы», от понятия «при­митивная» личность и от психическоrо инфантилизма;  
имеются значительные трудности при решении экспертных вопросов в военной, судебной и медико­социальной экспертизе при психических болезнях;

ИПР, как ее разработка, так и реализация наиболее сложны;  для устойчивой социальной адаптации чрезвычайно важны как степень дебильности, так и тип олиrофренического деф­кт­­а.

Для дебильности в целом характерно:
·                    ­ нарушение познавательной, абстрактной, лоrически ­ассоци­ативной стороны интеллектуальной деятельности;  конкретно­описательный тип мышления;
·                    ­ неустойчивость и леrкая переключаемость внимания;
·                    ­ недостаточный объем оперативной памяти;
·                    ­ особые трудности возникают при необходимости переконст­руирования материала со сложным алrоритмом (например, раскрой материала); ,  шаблонизированность и косность суждений, взrлядов, установок;
·                    ­ подражательность в деятельности;
·                    ­ стереотипность мышления;
·                    ­ внушаемость;
·                    ­ усиление примитивных влечений (алкоrолизация, сексуаль­ная распущенность, дромомания, пиромания и т. п.);
·                    ­ возможность улавливать в основном внешнюю сторону co­ бытий;
·                    ­ специальные знания, умения и навыки формируются крайне медленно, усвоенное удерживается с трудом, мало применяются на практике;
·                    ­ темп деятельности замедлен.

Вместе с тем для олиrофрении в степени дебильности , особенно при основном типе дефекта, характерен ряд качеств, позволяющих удовлетворительно адаптироваться в конкретных жизненных ситуа­ циях и в социальных rpуппах: 
·                    иногда имеется «частичная одаренность» ­ значительный объем «механической памяти», «абсолютный слух» и т. П.; 
·                    подражательная способность ­ важна для адаптации;
·                    ­ положительная социальная ориентация;  трудонаправленность;  стойкость установок на деятельность;  интерес к работе;
·                    ­ стремление «быть как все».


СТЕПЕНИ  ДЕБИЛЬНОСТИ.
1. Выраженная степень дебильности: 
отставание в психомоторном развитии (обнаруживается в дo­школьном возрасте);  
моторная неловкость и задержка речи (отчетливо прослежива­ются к 2,5 - 3 rодам);  
эмоциональная сфера мало модулирована, эмоциональные  реакции носят затяжной, торпидный характер;  
на первый план в эмоциональной сфере выступают апато­астенические стигмы (иногда);  
простейшая фразовая речь сформирована, словарный запас беден, речь односложная, имеются аrpаматизмы и дефекты речи;  
логически-­ассоциативные связи примитивны, сугyбо конкретны;  
конкретно­-образный регистр мшыления практически oтcyтcтвyeт;  
концентрация внимания низкая;  
память (даже механическая) малого объема; 
лоrически­-ассо­циативные механизмы памяти не сформированы;  
конституционально часто диспластичны; 

следует учитывать возможность «сложного типа олиrофреническоrо дефекта» (сочета­ние интеллектуальной недостаточности с самaтo­невролоrической па­толоrией (пороки сердца, диабет, ожирение, очаrовая невролоrи­ческая симптоматика); оrpаничение жизнедеятельности наиболее значительно в си­туациях «образование», «работа», «самостоятельное передвижение».
По существу, самостоятельная адаптация в социуме без посто­pоннero надзора крайне затруднена:
основная абилитационная цель ­ жизнь в обществе без roc­питализаций, асоциальноrо поведения, правонарушений, дeкомпенсаций;  при основном типе олиrофреническоrо дефекта (ОД) она достаточно реальна;  при психопатоподобном и сложном типе ОД требуется посто­янная или' периодическая коррекция поведения или соматоневро - лоrическоrо состояния;  основные направления при орraнизации ИПР ­ медико­био­ лоrический и социально - педаrоrический ее аспекты.

2. Средняя степень дебильности:  
отставание в психомоторном развитии (также выявляется еще в дошкольном возрасте);  
эмоциональные формы реагирования достаточно модулирова­ны, эмоциональные реакции ситуативно адекватны (особенно при основном типе ОД);  
сформирована простая фразовая речь ­ (к 3-­4 rодам), косноязычность и аграматизм (встречаются редко);  
в простых, типовых жизненных ситуациях ориентируются достаточно, 
соматически часто без патолоrии; 
невролоrически ­ возмож­на леrкая симптоматика, веrетативно­сосудистая дистония;  
конституционально ­ нередко диспластичны; 

 Оrpаничения жизнедеятельности особенно заметны в ситуациях «образование», «работа», иноrда «передвижение» и «социальные контакты» ; по существу нуждаются в социальной защите, особенно припсихопатоподобном и «сложном» типе ОД;
Основная реабилитационная цель ­ жизнь в социуме, устой­чивая трудовая деятельность (особенно при основном типе ОД), жизнь в семье (без делинквентноrо рисунка поведения);  при психопатоподобном типе ОД ­ своевременная компенса­ция эксплозивных или астенических реакций, ориентация на устой­чивую социально­трудовую адаптацию, установка на повторное многократное  трудоустройство.
Основные аспекты абuлuтацuu ­ медико­биолоrический (купи­рование эмоциональных нарушений) и со­циальный  (устойчивое трудоустройство). ­

3. Легкая  степень дебильности: 
навыки самообслуживания сформированы (в более  позднем возрасте) - в остальном ­ в раннем детстве развиваются правильно;  

эмоциональные реакции в целом ситуативно-адекватны (oco­бенно, при основном типе ОД);  
словарный запас достаточный, но в речи много штампов, суждения поверхностны, легковесны;  
абстрактный смысл пословиц и поrоворок практически не вычленяют;  имеется возможность наглядно­образноrо мышления;  
сомато­невролоrически ­ отклонений от нормы не больше, чем в популяции;  

Оrpаничения жизнедеятельности (особенно при основном типе  ОД, незначительны - ситуация «образование», «работа»). 
При психо­патоподобном типе ОД социальная дезадаптация обусловлена не ин­теллектуальным дефектом, а эмоционально­волевой неустойчивостью, эксплозивностью или астеническими формами реаrирования;  в социальной защите, как правило, не нуждаются.
Основная цель абuлuтацuонной просраммы ­ полная социальная адаптация.

ТИПЫ ОЛИГОФРЕНИЧЕСКОГО ДЕФЕКТА
Несмотря на то что ранее неоднократно упоминалось понятие ОД, считаем необходимым остановиться на нем более подробно, поскольку базисными реабилитационными понятиями в социальной психиатрии и МСЭ при психических болезнях следует считать как интеллектуальную недостаточность, так и тип ОД.
Поскольку (ре­)абилитационная проrpамма реализуется через лич­ностные структуры, при оргaнизации ИПР возникает необходимость оценить не только интеллектуальные возможности больноro, но и ero темперамент, характер, мотивационную сферу в процессе абилита­ции, а также общее сомато­невролоrическое состояние индивида.
Следовательно, наряду с оценкой степени интеллектуальноrо дефекта, для  решения вопросов М СЭ при психических болезнях и реабилитации в социальной психиатрии принято оценивать как индивидуально­психолоrические особенности личности больных оли­rофренией, так и их соматические возможности.
Темперамент -  личность в целом, взятая со стороны динамики  психической деятельности. Определяет ее сензитивность, риrид­ность, активность, пластичность, энерrичность в достижении цели, эмоциональную подвижность (торпидность), силу эмоций И т. д.
Характер ­- личность в целом, взятая со стороны социально­ -психолоrической системы отношений. Отражает системы взаимо­действия «Я-он»; «Я-rpуппа»; «Я-созидающая деятельность»; «Я-окружающий материальный мир»; «Я-Я» (rордость, тще­славие, скромность, самолюбие и т. п.). При оценке характера анализируются такие особенности лично­сти, как доброжелательность, внимательность, забота о дрyrих, дpy­желюбие, трудонаправленность, трудовой стереотип и пр.
Мотивационная сфера указывает на установки, цели, идеалы, самооценку, уровень притязаний, эrоцентризм­альтруизм инди­вида и т. П.
При определении типа олиrофреническоrо дефекта следует oцe­нивать также особенности речи и моторики, сомато­невролоrичес­кие нарушения, особенности слуха, зрения и т. д.
На настоящем этапе развития социальной психиатрии и МСЭпри психических болезнях целесообразно выделять три вида ОД:

а)  ОСНОВНОЙ тип олиrофреническоro дефекта. Чаще встречается при дебильности или имбецильности леrкой степени. По темпераменту это сильный, уравновешенный, подвижный тип психической деятельности. Они эмоционально адекватны, син­тонны, реактивность невысока, мало сензитивны, добродушны. На обиду порой склонны давать эмоциональную реакцию, но  отходчивы И не злобливы. Интеллект ­ см. степень и выраженность олиrофрении. Характер ­ система отношений «Я-он», «Я-rpуппа» соци­ально ориентирована. Больные хорошо удерживаются в разных социальных rpуппах; склонны к совместной деятельности, несколько под­чиняемы, внушаемы, широко используют наработанные жизненные  стереотипы, покладисты, управляемы. В трудовой деятельности ­ трудонаправленны, склонны к монотонности в работе, требуют  контроля, четко орrанизованноrо объема, ритма, конечноrо результата; система «Я» И «мир» примитивна, упрощена, шаблонизирована, оrpаничена кругом конкретных суждений и представлений. Мотивация (направленность личности) ­ цели, идеалы, установки приземленные, простые; руководствуются стандартными co­циальными стереотипами; в установках и желаниях риrидны, меня­ют их с трудом. Однако в практической деятельности свою мотива­цию реализуют удовлетворительно. При основном типе ОД свыше 60% олиrофренов в степени дe­бильности в целом достаточно социально адаптированы
б) психопатоподобный;
в) сложный (осложненный).

ПСИХОПАТОПОДОБНЫЙ  тип  - Наиболее сложный для оценки степени оrpаничения жизнедеятельности и реализации ИПР. Чаще встречается при дебильности всех степеней. Основная реабилитационная проблема ­ недостаточность реryля­ции поведения в целом, склонность к делинквентным формам пове­дения, алкоrолизации, употреблению наркотиков; необходим жест­кий контроль за реализацией социальноrо аспекта реабилитации.
Принято выделять три варианта nсuxоnатоnодобного  типа ОД:
·                    ­ эксплозивный;
·                    ­ астенический;
·                    ­ апатический (апатически­торпидный).
Эксплозивный вариант  - В сфере темперамента на первый план выступают крайняя возбудимость, злобность, склонность к дисфориям, раздражитель­ности; интеллект ­ соответственно степени олиrофрении; xapaK­тер ­ система отношений «Я»­«он», «Я»­«rруппа» определяется особенностями темперамента ­ конфликтность, нежелание под­чинить свои интересы интересам rpуппы, эrоцентризм, склон­ность к аrpессии; направленность на устойчивую трудовую деятель­ность невысока, склонны бросать работу, не доделав ее до конца, часто менять специальность (если есть) и т. п. Требуют постоянно­ro контроля за трудоустройством. Мотивационная сфера xapaктеризуется расторможенностью низших влечений, асоциальностью co­циальных ориентаций (участие в преступных rpуппах, проститу­ция, алкоrолизм и т. п.).
При эксплозивном варианте психопатоподобноrо типа ОД oc­новной реабилитационной целью является формирование установок и создание возможностей для устойчивой социально­трудовой и семейной адаптации.
Оценивая степень выраженности оrpаничений жизнедеятельно­сти в различных социально­психолоrических ситуациях (самообслу­живание, образование, работа и т. д.), необходимо оценивать не только степень интеллектуальной недостаточности, но и выражен­ ность психопатоподобных нарушений, частоту эксплозивных «вспы­шек», леrкость возникновения декомпенсации, склонность к arpec­сии и аyrоаrpессии, для блокирования которых могут использоваться клопиксол и флюанксол.
Значительно снижает реабилитационный потенциал таких лиц  моторное беспокойство, неусидчивость, невнимательность. Социально­трудовая адаптация затруднена, редко устойчива. На работе требуют контроля, руководства, часто допускают брак, He­ брежны, недисциплинированы.
Основное в адаптации ­ постоянное активное вовлечение в социально приемлемые формы деятельности; могут работать в небольшом коллективе, в индивидуальном темпе; желательна смена рабочих приемов.
Лица, страдающие леrкой степенью дебильности с психопатопо­ добным типом дефекта, при устойчивой социальной адаптации, особенно в возрасте после 30 лет, не нуждаются в определении rpуппы инвалидности.  Частые декомпенсации, дезорrанизованное поведение, длитель­ная социальная дезадаптация делают необходимой социальную за­щиту с определением 3, а иноrда и 2 rpуппы инвалидности.
Астенический вариант nсuxоnатоnодобносо типа. В сфере темперамента ведущим является так называемый «aстенический рисунок поведения» ­ обидчивость, слезливость, повышенная утомляемость, растерянность, «детский» неrативизм и т. п. Однако настоящие астенические (неврастенические) жалобы peд­ки, темп психической деятельности замедлен. По характеру ­ в системе социально­психолоrических отноше­ний на первый план выступает незрелость личности, инфантиль­ность, склонность к примитивным истерическим реакциям (мyrизм, пуэрилизм, истерическая слепота, rлухота). Вся система отноше­ний «Я)­«Я», «Я»­«rpуппа», «Я»­«окружающий мир», «Я»­«тру­довая деятельность» окрашена инфантильным радикалом. Плохо пе­реносят психическое и физическое напряжение при социальных контактах. По интеллекту ­ леrкая, средняя, выраженная степень дебиль­ности.
Мотивационная сфера ­ цели, идеалы, установки социально ориентированы; стремятся учиться, работать, иметь семью, иметь правильный рисунок поведения в rpуппе, быть «как все».  Несмотря на это, лица с астеническим типом ОД даже при леrкой степени дебильности нуждаются в социальной защите, по­скольку требуют особой орrанизации деятельности, в частности трудовой; очень затруднен этап «врабатываемости» В ситуацию (передвижение, работа, образование, контакты); им необходим про­извольный темп деятельности, типовые формы ее, несложные  формы обучения и труда.
Основная ре­(абuлитационная целЬ) ­ устойчивая социальная адап­тация в различных типовых социальных и социально-­психолоrичес­ких ситуациях без частых декомпенсаций. Необходимая помощь в реализации социальной напраменности личности обычно осуществ­ ляется через определение 3 или 2 rpуппы инвалидности.
Особенности ИПР: основной аспект ИПР ­ социальный (проф­ориентация, трудоустройство, анализ особенностей труда на конкретном рабочем месте и т. п.).
Психолоrический аспект абилитации ­ профилактика ситуацион­но обусловленных конфликтов в rpуппе, медико­биолоrический ­   - медикаментозное купирование декомпенсаций и реакций.
Апатически – ­торпидный вариант nсuxоnатоnодобного типа ОД:  встречается значительно реже;  обычно при леrкой степени имбецильности, выраженной и средней степенях дебильности;  наименее блаrоприятен для абилитации. В сфере темперамента ­ «карикатура на флеrматика» ­ крайне низок темп психической деятельности, интерес к различным фор­мам деятельности невысок, основной фон настроения ­ апатия; волевой потенциал также  мал. По характеру ­ в системе отношений на первый плвн выступа­ют равнодушие, безразличие к друrим людям и самому себе; инте­рес к окружающему миру оrpаничен элементарными потребностями и желаниями, нет стремления к социальным контактам, не участву­ют в деятельности rpуппы (семья, класс, труд. rpуппа). В процессе деятельности эмоциональной активации к ней также не происходит. Мотивационная сфера ­ по существу определяется низшими вле­чениями, иноrда просмотром телевизора, фильмов. Установки на социальную адаптацию отсyrствуют, нет стремления «быть как все». Время проводят в постели, нет интереса к расширению Kpyra обще­ния, навыков самообслуживания, к учебе, работе. Навыки по социальной адаптации нестойки и вырабатываются медленно. По­этому период обучения крайне длителен. Возможно привитие трудовых навыков к самым элементарным операциям (уборка, кат онаж, разматывание ниток и т. п.). При апатическом варианте ОД, как правило, возникает необхо­ димость в определении  2  rpуппы инвалидности из­за значительноrо оrраничения жизнедеятельности (передвижение, социальные контакты, обучение, работа).' Иноrда возникает необходимость определения даже 1 rpуппы инвалидности (необходимость постороннеrо надзора). ИПР неэффективна из­за отсyrствия интереса к ее реализации.
Сложный ("осложненный­") тип олигофренического дефекта. Название сложилось исторически. Под ним понимается сочетание значительной интеллектуальной недостаточности (средняя и Bыpa­женная степень дебильности, все степени имбецильности) с rpубой сомато­невролоrической патолоrией (припадки, параличи, слепо­та, rлухота, недоразвитие конечностей, пороки сердца и т. д.). Подобное сочетание симптоматики еще более оrpаничивает жиз­недеятельность таких лиц, в частности самообслуживание, передви­жение, обучение, трудовую деятельность. Больные нуждаются в социальной защите (как правило, с определением 1 rpуппы инва­лидности, 2 rpуппа инвалидности определяется редко).
При формировании ИПР основное внимание уделяется ее медико­ -биолоrическому аспекту (терапия, возможное оперативное вмеша­тельство, протезирование и т. п.), симптоматике, осложняющей олиrофрению.
Роль психологического аспекта реабилитации незначительная; в социальном аспекте реабилитации rлавным является бытовое устройство таких больных, возможна работа на дому.
Основная абuлuтацuонная цель ­- самообслуживание, жизнь в обществе, участие в деятельности социальных rpупп (по интересам, в трудовой rpуппе и т. п.).

Для оценки степени оrpаничения их жизнедеятельности в МСЭ  при психических болезнях необходимо:
·                    ­ проанализировать практические адаптивные возможности в конкретных социально­психолоrических ситуациях (самообслужива­ние, обучение, трудовая деятельность и т. д.) при помощи метода наблюдения, социальноrо обследования, а при необходимо­ сти обследования в стационаре;
·                    ­ проанализировать степень и особенности интеллектуальной недостаточности (клиническое и экспериментально­психолоrическое обследование) ;
·                    ­ проанализировать тип, степень выраженности и вариант оли­rофреническоrо дефекта;
·                    ­ необходим также анализ возрастной динамики адаптивных возможностей таких лиц.
Известно, что до 20­ - 25 лет их адаптивные возможности расши­ряются, а после 40­ - 45 лет MOryт значительно уменьшаться. При проведении МСЭ следует учитывать возможность присое­динения иных вредностей (ЧМТ, нейроинфекции, алкоrолизм, интоксикация и т. д.), которые Moryт еще больше оrраничивать жизнедеятельность лиц, страдающих олиrофренией, что требует co­ответствующей клинико­экспертной оценки.
В социальной психиатрии и МСЭ при психических болезнях не следует   исключать возможность повторноrо дифференциаль­но - ­ диarностическоrо анализа.
Лишь такой системный, интеrpативный подход к оценке жизне­деятельности лиц, страдающих олиrофренией, позволяет вынести адекватное экспертное решение и сформировать ИПР. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий