суббота, 17 марта 2012 г.


Творчество Казимира Малевича как источник вдохновения для дизайнеров костюма
      Испокон веков искусство выполняло функцию своего рода эмоцио­нальных и интеллектуальных амортизаторов между реальностью и челове­ческим сознанием. «Искусство, - писал Выготский, - есть важнейшее сре­доточие всех биологических и социальных процессов личности в общест­ве, способ уравнивания человека с миром" [1]. Если произведение искусст­ва подлинно значимо, то его адекватное восприятие и постижение его ин­туитивной идеи требует высокой степени мобилизации, прежде всего эмо­циональных возможностей воспринимающего субъекта. Искусство дейст­венно, если слушатель, зритель заражен подобным, по существу творче­ским процессом. Поэтому подлинно художественное произведение остав­ляет простор для сотворчества.
     Сегодня в качестве образца или материала для создания модного об­раза выступает все культурное наследие человечества. Особое место в ка­честве источника вдохновения занимают произведения искусства. Искус­ство является для дизайна не только архивом и лексиконом форм. Интуи­ция, сверхсознание, синестетика, лежащие в основе искусства - это те ка­чества, которые дополняют и углубляют содержание продукта дизайнер­ской деятельности. Особенно ярко это явление проявляется в дизайне кос­тюма. Так как костюм, в отличие от всех остальных видов дизайна, непо­средственнее всего приближается к человеку, является его социокультур­ной кожей. А значит, нуждается в особенно тщательной эмоциональной "проработанности". Общеизвестно, что в основе большинства дизайнер­ских коллекций лежат шедевры кинематографа, живописи, архитектуры, музыки, традиционное искусство разных народов. Недаром многие дизай­неры костюма обращаются к произведениям искусства, так или иначе ин­терпретируют их, тем самым значительно расширяя диапазон творческой мысли, заложенной в коллекции. Современная мода - это и творчество, и бизнес, и индустрия. Мода в силу двойственного положения между ком­мерцией и художественным творчеством отражает различные грани этих двух непримиримых позиций. "Мода - это не только праздник союза ис­кусства и повседневности, проблемы моды - это проблемы нашего обще­ства в целом, ведь мода не создает, а только транслирует социокультурные стереотипы" [2]. Исторические художественные стили всегда были инте­ресны для современной моды. Но в каждое время интерес "концентриро­вался" на определенном стиле или произведении искусства. Более того, разные дизайнеры костюма в разные времена по-разному интерпретируют одни и те же произведения искусства, так как одни и те же произведения искусства не несут однозначного смысла для всех и всегда. Включение "большого искусства" в дискурс современных "дизайн" - экспериментов уже стало своеобразной традицией. В настоящее время дизайнеры костюма активно обращаются к супрематизму 1910-20-х годов, в котором видят ис­точник новых оригинальных идей, так как достижения и открытия этого стилистического направления в авангардном искусстве особенно откро­венно отражают максимализм и "предельное напряжение" в области разра­ботки художественных методов.
     Бесспорно, центральной фигурой авангарда начала ХХ века является Казимир Малевич, создатель супрематизма, основоположник одного из са­мых радикальных течений беспредметной живописи. «Малевич стремится в своих супрематических композициях создать мир, лишенный тепла и стра­сти, мир гармоний вне времени и противоречий» [3]. Недаром супрематиче­ские картины Малевича стали основой рационально - абстрактного искус­ства. Его черный супрематический квадрат является первоэлементом «ис­кусства как такового», искусства живописи со стороны чистой формы. Чис­тая, в той мере, в которой это вообще возможно, формула живописной абст­ракции - «Черный квадрат», равно как и сопутствующие ему и следовавшие за ним квадраты, круги и кресты, предназначались стать абсолютом в ис­кусстве, синонимом конца и начала, нового и главного изобразительного кода грядущей культуры. Магия Малевича во многом обусловлена господ­ством простых геометрических форм.
Разнообразие мнений о творчестве художника, противоречивые оценки его произведений, огромный интерес к его идеям во всем мире да­ют повод для серьёзного разговора о влиянии искусства Малевича на со­временное искусство и дизайн.
     В разные годы первого десятилетия XXI века прочтения творческого наследия Казимира Малевича у модельеров существенно разнятся. Что, безусловно, связано с индивидуальностью личности самого дизайнера. Большое значение здесь имеет время, в которое создавалась та или иная коллекция. Время, которое отражает настроение и проблемы общества в целом, несет "смысловые коды", активно подхватываемые и интерпрети­руемые дизайнерами. И, наконец, общие специфические особенности про­чтения именно творчества Малевича.
     Исходя из этого, был произведен анализ дизайнерских коллекций pret-a-porter и кутюр 2003-10-х годов, в ходе которого была выявлена цик­личность интереса дизайнеров костюма к творчеству одного из самых вы­дающихся творцов русского авангарда.
     Начало XXI века, а именно 2003-04 года, были отмечены повышен­ным интересом российских и западных модельеров к творчеству Малеви­ча. В коллекциях одежды pret-a-porter и haute couture известные дизайнеры продемонстрировали оригинальную интерпретацию идеи супрематизма.
     В 2003 году была создана коллекция известного японского дизайнера Й. Ямамото. Влияние К. Малевича нашло оригинальное выражение в рас­крашивании самих тел моделей, представляющих костюмы. Коллекция выдержана в духе минимализма. Верха костюмов решены лаконично и просто, имеют две составляющие: раскрашенные фрагменты тела и легкие полупрозрачные прилегающие майки ассиметричного кроя. Тело и тек­стиль дополняют друг друга. Брюки и юбки "в пол", созданные для этой коллекции, свободные многослойные и сложные по крою. Преобладание в цветовой гамме "низов" спокойного, закрытого, "тронутого временем" го­лубого цвета, цвета индиго и пластика самих тканей создает впечатление гармоничного "перетекания" верхов в низы и наоборот. Повторение голу­бого цвета в раскраске тела, спокойный бирюзовый, "завуалированный" красный и "дымчатый" белый ведут в костюме бесстрастный тихий диалог. В коллекции просматривается "стирание грани" между искусством и дей­ствительностью. Продукт дизайна, в такой "транскрипции", более всего приближается к искусству, сгладив при этом "острые углы" максимализма супрематизма. "Успокоив" и "приглушив" его. Костюмы в коллекции Яма­мото удивительно комфортны. В них учтены общие принципы японского традиционного костюма: свободный крой, универсальность, простота, мно-гослойность. Стиль Ямамото включает в себя как восточные, так и западные традиции. "Дизайнер всегда создавал одежду, которая питалась подводными течениями андеграунда в сочетании с национальными традициями и выхо­дила за рамки ведущих модных направлений. Национальное у Ямамото -это не этнические орнаменты, а именно японское искусство, японская эсте­тика, которые пронизывают все творчество знаменитого кутюрье."
     Также в 2003 г в Санкт-Петербурге в рамках показов "Дефиле на Не­ве" была представлена коллекция Виктора Анисимова. Используя образы живописи Казимира Малевича, модельер создал наиболее целостную, по мнению журналистов, коллекцию этого "Дефиле". Прямые цитаты - сум­ки, майки, футболки с аппликацией или принтами из наследия отца супре­матизма, все цвета радуги, многослойность, обилие полоски. Автор тонко подметил и настроение "бурлящего" переменами времени 10-20-х годов, и особенности русского менталитета, и широту и "расхристанность" русской души. Добавил пестроты и звонкости, усилил все вышеперечисленное. Коллекция получилась яркая, живая, веселая, с долей юмора.
     2007-08 года - время "второго пришествия" геометрических компо­зиций авангарда. На миланской неделе моды сезона осень-зима 2007-08 года модным домом Etro была представлена коллекция, которая непосред­ственно цитировала художественное наследие К. Малевича раннего перио­да. Отсыл к русскому авангарду начала ХХ века проявлялся в набивных геометрических композициях на тканях и цветовой гамме, которая на этот раз была спокойная и выдержанная. Более того, - бесстрастная и отрешен­ная. В простые формы костюма, как в белый лист бумаги, точно и вывере­но вписан супрематический орнамент. Автор явно подхватывает "...стремление Малевича... создать мир, лишенный тепла и страсти, мир гармонии вне времени и противоречий" и воплощает это в своей работе. Настроение коллекции полностью соответствует тенденциям 2007 года, когда образ беззащитной особы сменяется образом сильным, хотя и, по-неземному, отрешенным.
     Этот тренд остается актуальным и в следующем, весенне-летнем сезо­не 2007-08 годов. Тот же модный дом Etro представляет на подиуме простые геометрические фигуры и самые яркие цвета. Сложенные в мозаику разно­цветные квадраты и прямоугольники связаны крючком, выполнены в техни­ке аппликации или сшиты в манере пэчворк из тканей самых разных цветов и фактур. На этом примере можно проследить как заметно меняется на­строение от коллекции к коллекции. Здесь уже нет стройности и спокойст­вия. На первый план выходят эмоции и некоторая сумятица, максимализм в орнаментах, цветах, фактурах, деталях, приемах. Под пестротой коллекции читается желание скрыть беспокойство. Беря за отправную точку искусство Малевича автор предлагает кардинально противоположные решения.
     В коллекции Fendi того же сезона преобладает абстрактность - что говорит о том, какие чувства испытывает человек в данный момент. Обра­щение к абстрактности - уход от действительности.
     Представленная весной 2008 года коллекция модного дома Chloe легкая и невесомая. По белому подиуму проплывают эфирные полупро­зрачные белые модели, по которым разбросаны геометрические компози­ции в любимых супрематистами цветах: красный - черный и синий. В этой коллекции наблюдается максимальный градус отрешенности и ухода от действительности. В коллекции присутствует романтичность, нежность, что, свойственно стилю модной марки. Однако это противоречит самой су­ти супрематизма: декларативности, отчаянному максимализму, темпера­ментности, угловатости.
     И, наконец, весной 2010 года на мировом подиуме вновь возник су­прематизм. В коллекции Alexisa Mabille 2010 года все построено на кон­трасте, "сопоставляется несопоставимое" кричащий красный с ярко-розовым, черным. Линии в костюме четкие, упругие, напряженные. Можно сказать, автор вторит изобразительному манифесту самого Малевича, стремится создать мир, лишенный тепла и страсти. Модели коллекции со­существуют с пространством показа. Являются лишь фрагментом общей супрематической картины, так как графическое и цветовое оформление подиума заявляет о себе ярко и настойчиво.
     Коллекция Bibhi Mohapatra 2010 года менее контрастна по цвету, но так же радикально - экстремальна, графична и конструктивна. В костюмах используются холодные стальные цветовые оттенки, глубокий синий. Фак­туры материалов блестящие, переливающиеся, неоднородные. В коллек­ции затронута тема космоса, актуальная в этом сезоне, но, бесспорно, от­сылающая нас к русскому космизму начала XX века. Настроение "грозных ожиданий" и "сложных предчувствий" схоже с настроением в коллекции предыдущего автора.
     Если в коллекциях 2003-2004 годов присутствует умиротворенность, успокоенность; коллекции 2007 - бесстрастны; 2008 - беспокойно-эмоциональны. То дизайнерские работы 2010 года "кричат с подиума". Сте­пень напряжения возрастает. Способ подачи становится жестче и острей.
     Мода всегда решает потребительский конфликт. Возвращение к кон­структивизму, супрематизму, абстракции это возвращение к ясности, что необходимо во времена нестабильности общества и, как следствие,- появ­ление минимализма в модных тенденциях. Поставленная, в свое время, ис­кусством Малевича яркая точка в поисках визуального локанизма, сегодня может являться "точкой отсчета", камертоном настроений и состояний об­щества в интерпретациях модных дизайнеров. Мода может использоваться как индикатор процессов, происходящих с цивилизацией, поскольку мода эгоцентрична. Если внимательно, вдумчиво всматриваться в творения ди­зайнеров, то можно даже спрогнозировать то, что нас ждет в будущем, ис­пользовать моду как средство терапии. И только осмысленное отношение к тенденциям моды, которое сегодня может начинаться с самоидентифика­ции своего внешнего облика, сделает "зрителя" сотворцом. 

 Литература

1.    Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968
2.    Демшина А.Ю. Мода в контексте визуальной культуры СПб., 2009
3.    Герман М. Модернизм СПб., 2008 

 Работа выполнена под руководством доц. В.М. Липской

Комментариев нет:

Отправить комментарий