Творчество Казимира Малевича как источник вдохновения для дизайнеров костюма
Испокон веков искусство выполняло функцию своего рода эмоциональных и интеллектуальных амортизаторов между реальностью и человеческим сознанием. «Искусство, - писал Выготский, - есть важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, способ уравнивания человека с миром" [1]. Если произведение искусства подлинно значимо, то его адекватное восприятие и постижение его интуитивной идеи требует высокой степени мобилизации, прежде всего эмоциональных возможностей воспринимающего субъекта. Искусство действенно, если слушатель, зритель заражен подобным, по существу творческим процессом. Поэтому подлинно художественное произведение оставляет простор для сотворчества. Сегодня в качестве образца или материала для создания модного образа выступает все культурное наследие человечества. Особое место в качестве источника вдохновения занимают произведения искусства. Искусство является для дизайна не только архивом и лексиконом форм. Интуиция, сверхсознание, синестетика, лежащие в основе искусства - это те качества, которые дополняют и углубляют содержание продукта дизайнерской деятельности. Особенно ярко это явление проявляется в дизайне костюма. Так как костюм, в отличие от всех остальных видов дизайна, непосредственнее всего приближается к человеку, является его социокультурной кожей. А значит, нуждается в особенно тщательной эмоциональной "проработанности". Общеизвестно, что в основе большинства дизайнерских коллекций лежат шедевры кинематографа, живописи, архитектуры, музыки, традиционное искусство разных народов. Недаром многие дизайнеры костюма обращаются к произведениям искусства, так или иначе интерпретируют их, тем самым значительно расширяя диапазон творческой мысли, заложенной в коллекции. Современная мода - это и творчество, и бизнес, и индустрия. Мода в силу двойственного положения между коммерцией и художественным творчеством отражает различные грани этих двух непримиримых позиций. "Мода - это не только праздник союза искусства и повседневности, проблемы моды - это проблемы нашего общества в целом, ведь мода не создает, а только транслирует социокультурные стереотипы" [2]. Исторические художественные стили всегда были интересны для современной моды. Но в каждое время интерес "концентрировался" на определенном стиле или произведении искусства. Более того, разные дизайнеры костюма в разные времена по-разному интерпретируют одни и те же произведения искусства, так как одни и те же произведения искусства не несут однозначного смысла для всех и всегда. Включение "большого искусства" в дискурс современных "дизайн" - экспериментов уже стало своеобразной традицией. В настоящее время дизайнеры костюма активно обращаются к супрематизму 1910-20-х годов, в котором видят источник новых оригинальных идей, так как достижения и открытия этого стилистического направления в авангардном искусстве особенно откровенно отражают максимализм и "предельное напряжение" в области разработки художественных методов. Бесспорно, центральной фигурой авангарда начала ХХ века является Казимир Малевич, создатель супрематизма, основоположник одного из самых радикальных течений беспредметной живописи. «Малевич стремится в своих супрематических композициях создать мир, лишенный тепла и страсти, мир гармоний вне времени и противоречий» [3]. Недаром супрематические картины Малевича стали основой рационально - абстрактного искусства. Его черный супрематический квадрат является первоэлементом «искусства как такового», искусства живописи со стороны чистой формы. Чистая, в той мере, в которой это вообще возможно, формула живописной абстракции - «Черный квадрат», равно как и сопутствующие ему и следовавшие за ним квадраты, круги и кресты, предназначались стать абсолютом в искусстве, синонимом конца и начала, нового и главного изобразительного кода грядущей культуры. Магия Малевича во многом обусловлена господством простых геометрических форм. Разнообразие мнений о творчестве художника, противоречивые оценки его произведений, огромный интерес к его идеям во всем мире дают повод для серьёзного разговора о влиянии искусства Малевича на современное искусство и дизайн. В разные годы первого десятилетия XXI века прочтения творческого наследия Казимира Малевича у модельеров существенно разнятся. Что, безусловно, связано с индивидуальностью личности самого дизайнера. Большое значение здесь имеет время, в которое создавалась та или иная коллекция. Время, которое отражает настроение и проблемы общества в целом, несет "смысловые коды", активно подхватываемые и интерпретируемые дизайнерами. И, наконец, общие специфические особенности прочтения именно творчества Малевича. Исходя из этого, был произведен анализ дизайнерских коллекций pret-a-porter и кутюр 2003-10-х годов, в ходе которого была выявлена цикличность интереса дизайнеров костюма к творчеству одного из самых выдающихся творцов русского авангарда. Начало XXI века, а именно 2003-04 года, были отмечены повышенным интересом российских и западных модельеров к творчеству Малевича. В коллекциях одежды pret-a-porter и haute couture известные дизайнеры продемонстрировали оригинальную интерпретацию идеи супрематизма. В 2003 году была создана коллекция известного японского дизайнера Й. Ямамото. Влияние К. Малевича нашло оригинальное выражение в раскрашивании самих тел моделей, представляющих костюмы. Коллекция выдержана в духе минимализма. Верха костюмов решены лаконично и просто, имеют две составляющие: раскрашенные фрагменты тела и легкие полупрозрачные прилегающие майки ассиметричного кроя. Тело и текстиль дополняют друг друга. Брюки и юбки "в пол", созданные для этой коллекции, свободные многослойные и сложные по крою. Преобладание в цветовой гамме "низов" спокойного, закрытого, "тронутого временем" голубого цвета, цвета индиго и пластика самих тканей создает впечатление гармоничного "перетекания" верхов в низы и наоборот. Повторение голубого цвета в раскраске тела, спокойный бирюзовый, "завуалированный" красный и "дымчатый" белый ведут в костюме бесстрастный тихий диалог. В коллекции просматривается "стирание грани" между искусством и действительностью. Продукт дизайна, в такой "транскрипции", более всего приближается к искусству, сгладив при этом "острые углы" максимализма супрематизма. "Успокоив" и "приглушив" его. Костюмы в коллекции Ямамото удивительно комфортны. В них учтены общие принципы японского традиционного костюма: свободный крой, универсальность, простота, мно-гослойность. Стиль Ямамото включает в себя как восточные, так и западные традиции. "Дизайнер всегда создавал одежду, которая питалась подводными течениями андеграунда в сочетании с национальными традициями и выходила за рамки ведущих модных направлений. Национальное у Ямамото -это не этнические орнаменты, а именно японское искусство, японская эстетика, которые пронизывают все творчество знаменитого кутюрье." Также в 2003 г в Санкт-Петербурге в рамках показов "Дефиле на Неве" была представлена коллекция Виктора Анисимова. Используя образы живописи Казимира Малевича, модельер создал наиболее целостную, по мнению журналистов, коллекцию этого "Дефиле". Прямые цитаты - сумки, майки, футболки с аппликацией или принтами из наследия отца супрематизма, все цвета радуги, многослойность, обилие полоски. Автор тонко подметил и настроение "бурлящего" переменами времени 10-20-х годов, и особенности русского менталитета, и широту и "расхристанность" русской души. Добавил пестроты и звонкости, усилил все вышеперечисленное. Коллекция получилась яркая, живая, веселая, с долей юмора. 2007-08 года - время "второго пришествия" геометрических композиций авангарда. На миланской неделе моды сезона осень-зима 2007-08 года модным домом Etro была представлена коллекция, которая непосредственно цитировала художественное наследие К. Малевича раннего периода. Отсыл к русскому авангарду начала ХХ века проявлялся в набивных геометрических композициях на тканях и цветовой гамме, которая на этот раз была спокойная и выдержанная. Более того, - бесстрастная и отрешенная. В простые формы костюма, как в белый лист бумаги, точно и выверено вписан супрематический орнамент. Автор явно подхватывает "...стремление Малевича... создать мир, лишенный тепла и страсти, мир гармонии вне времени и противоречий" и воплощает это в своей работе. Настроение коллекции полностью соответствует тенденциям 2007 года, когда образ беззащитной особы сменяется образом сильным, хотя и, по-неземному, отрешенным. Этот тренд остается актуальным и в следующем, весенне-летнем сезоне 2007-08 годов. Тот же модный дом Etro представляет на подиуме простые геометрические фигуры и самые яркие цвета. Сложенные в мозаику разноцветные квадраты и прямоугольники связаны крючком, выполнены в технике аппликации или сшиты в манере пэчворк из тканей самых разных цветов и фактур. На этом примере можно проследить как заметно меняется настроение от коллекции к коллекции. Здесь уже нет стройности и спокойствия. На первый план выходят эмоции и некоторая сумятица, максимализм в орнаментах, цветах, фактурах, деталях, приемах. Под пестротой коллекции читается желание скрыть беспокойство. Беря за отправную точку искусство Малевича автор предлагает кардинально противоположные решения. В коллекции Fendi того же сезона преобладает абстрактность - что говорит о том, какие чувства испытывает человек в данный момент. Обращение к абстрактности - уход от действительности. Представленная весной 2008 года коллекция модного дома Chloe легкая и невесомая. По белому подиуму проплывают эфирные полупрозрачные белые модели, по которым разбросаны геометрические композиции в любимых супрематистами цветах: красный - черный и синий. В этой коллекции наблюдается максимальный градус отрешенности и ухода от действительности. В коллекции присутствует романтичность, нежность, что, свойственно стилю модной марки. Однако это противоречит самой сути супрематизма: декларативности, отчаянному максимализму, темпераментности, угловатости. И, наконец, весной 2010 года на мировом подиуме вновь возник супрематизм. В коллекции Alexisa Mabille 2010 года все построено на контрасте, "сопоставляется несопоставимое" кричащий красный с ярко-розовым, черным. Линии в костюме четкие, упругие, напряженные. Можно сказать, автор вторит изобразительному манифесту самого Малевича, стремится создать мир, лишенный тепла и страсти. Модели коллекции сосуществуют с пространством показа. Являются лишь фрагментом общей супрематической картины, так как графическое и цветовое оформление подиума заявляет о себе ярко и настойчиво. Коллекция Bibhi Mohapatra 2010 года менее контрастна по цвету, но так же радикально - экстремальна, графична и конструктивна. В костюмах используются холодные стальные цветовые оттенки, глубокий синий. Фактуры материалов блестящие, переливающиеся, неоднородные. В коллекции затронута тема космоса, актуальная в этом сезоне, но, бесспорно, отсылающая нас к русскому космизму начала XX века. Настроение "грозных ожиданий" и "сложных предчувствий" схоже с настроением в коллекции предыдущего автора. Если в коллекциях 2003-2004 годов присутствует умиротворенность, успокоенность; коллекции 2007 - бесстрастны; 2008 - беспокойно-эмоциональны. То дизайнерские работы 2010 года "кричат с подиума". Степень напряжения возрастает. Способ подачи становится жестче и острей. Мода всегда решает потребительский конфликт. Возвращение к конструктивизму, супрематизму, абстракции это возвращение к ясности, что необходимо во времена нестабильности общества и, как следствие,- появление минимализма в модных тенденциях. Поставленная, в свое время, искусством Малевича яркая точка в поисках визуального локанизма, сегодня может являться "точкой отсчета", камертоном настроений и состояний общества в интерпретациях модных дизайнеров. Мода может использоваться как индикатор процессов, происходящих с цивилизацией, поскольку мода эгоцентрична. Если внимательно, вдумчиво всматриваться в творения дизайнеров, то можно даже спрогнозировать то, что нас ждет в будущем, использовать моду как средство терапии. И только осмысленное отношение к тенденциям моды, которое сегодня может начинаться с самоидентификации своего внешнего облика, сделает "зрителя" сотворцом. Литература 1. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968 2. Демшина А.Ю. Мода в контексте визуальной культуры СПб., 2009 3. Герман М. Модернизм СПб., 2008 Работа выполнена под руководством доц. В.М. Липской |
Комментариев нет:
Отправить комментарий