понедельник, 11 июня 2012 г.

ги бурден


Биография

«В нынешнее время работы Бурдена имеют больше смысла, чем 20 лет назад»
Тим Бланки (писатель)
Когда только начинаешь знакомиться с творчеством Ги Бурдена (Guy Bourdin), его работы приводят в смятение и даже шокируют, но их хочется рассмотреть детально, понять замысел мастера. А когда эпатажность снимков становится привычной глазу, они начинают по настоящему завораживать. Безусловно, снимки Бурдена – шедевры, которые не могут оставить зрителя равнодушным.
Guy Bourdin PortraitГи Бурден(Guy Bourdin) - один из основателей фэшн-фотографии, фанат своего дела, удостоенный самых престижных наград в этой области. Он 32 года сотрудничал с известнейшим модным журналом – французским Vogue. Снимал рекламные компании для самых элитных модных марок, таких как Channel, Lancetti, Ungaro, Versace, Gianfranсo Ferre и многих других.
Родился Ги Луи Банарес 2 декабря 1928 года в Париже, но через год был оставлен своей матерью и усыновлен Морисом Дезире Бурденом. Приемный отец дал мальчику свою фамилию, которая в последствии станет легендой, пожалуй, в одной из самых жестоких индустрий – моде.
Первое обучение будущему ремеслу Ги получил в Дакаре, во время военной службы курсантом ВВС Франции с1948 по 1949 год.
По возвращении в Париж он знакомится с Ман Рэем, к тому времени уже достаточно известным художником и еще более прославившимся фотографом, который предложил Ги быть его протеже. Бурден, последовав примеру своего покровителя, также получил образование в этих областях, но все же, большее предпочтение он отдавал фотографии. Первые скромные заработки ему приносили маленькие черно-белые снимки, которые и стали предметом первой и единственной за всю жизнь фотохудожника выставки, прошедшей в 1952 году. На ней он выступал под псевдонимом Эдвин Халлан. Именно с этой экспозиции начнется самый долгий и плодотворный союз фотографа с французским Vogue.
Самый известный журнал создавался исключительно для женщин, они же и были предметом творчества Бурдена. В своих образах он затрагивал такие острые для того времени темы, как секс, жестокость, блеск и гламур. Для их воплощения требовались непростые, изощренные средства.
Лучшие Фотографии и Фотографы
Ги снимал в своем особом стиле, ставя моделей в неестественные позы, на высоких каблуках, с яркой помадой на губах и румянами на скулах, затянутых в латекс и корсеты. При этом он требовал и добился абсолютного редакторского контроля над своими работами. Он стер границы дозволенного и заставил говорить о себе всех, кто хоть как-то был связан с модой.
В Vogue Бурден работал бок о бок с Хельмутом Ньютоном, который тоже отличался свободолюбием и оригинальностью задумок для своих фоторабот. Они как будто соревновались в искажении и искривлении привычной красоты моделей. Но Ньютон создавал более монохромную эротику с уклоном в садомазохизм, тогда, как снимки Бурдена пестрили яркими красками и затейливыми образами. Ги смотрел далеко вперед, и по сей день, его фотографии выглядят современными и по-прежнему скандальными.
Лучшие Фотографии и Фотографы
Фотограф был известен, как человек очень требовательный, с тяжелым характером. Современники обвиняли его в женоненавистничестве. Он мог долгими часами заставлять моделей стоять в неудобных позах, пока не был уверен в высоком качестве снимка. Одна из девушек, работающих с ним, сказала, что «нужно быть мазохистом, чтобы работать с Ги Бурденом». В его фотоработах почти нельзя увидеть улыбающихся женщин. Их лицам выражают множество эмоций, кроме радости и счастья. Возможно, такое отношение к особам противоположного пола – это своеобразная месть фотографа за то, что когда-то мать от него отказалась. Ее образ, всю жизнь преследовал Ги в рыжеволосых женщинах, которых он обожал. Так это или нет, но Бурден являлся настоящим профессионалом, который по настоящему любил свое дело и требовал такой же отдачи от всех, с кем работал.
По натуре гениальный фотограф был отшельником, который не любил публичность. Его работы долгое время не публиковались, так как он не хотел вырывать их из контекста своих фото-сессий. Кроме того, им был отклонен Гран-при Национальной de-la-Photographie, которое ему присудило французское министерство культуры, но до сих пор имя Ги Бурдена сохраняется в списке лауреатов.
Он никогда не боялся потерять работу, не гнался за славой и признанием, хотел анонимности, получая полное удовлетворение от своего творчества. Фотограф был убежден, что риск однажды перейти черту и быть не понятым, плюс смелость и бесстрашие в своем деле, позволят создать произведения, которые в последствии назовут истинным искусством. Художники всегда полны противоречий, и это подтверждает его желание, о полном уничтожении после его смерти всего, что он когда-либо создал. Но вышло совсем наоборот, и первая крупная монография, посвященная работам мастера, стала книга «Exhibit A”, в переводе «выставка» которая была выпущена через 10 лет после его кончины.
Бурден был женат. В 1961 году он связывает свою судьбу с Саланж Мари Луиз Гезе, которая родила ему единственного ребенка, сына Самуэля. Через 10 лет совместной жизни Мари Луиз умерла от болезни сердца в Нидерландах. Но черные слухи затронули и эту печальную страницу его биографии. Упорно ходила молва о том, что супруга знаменитого фотографа, прожив с ним столько лет, повесилась. К этой, и без того жуткой истории, приплели самоубийство еще двух подруг Бурдена.
Лучшие Фотографии и ФотографыТакое общественное мнение породили и отношение фотографа к моделям, и сами снимки, которые хоть и были наполнены светом и красками, все же несли в себе темную сторону человеческой сущности, скрытые пороки и соблазны. Одна из моделей как-то неосторожно сказала ему, что образы, создаваемые им напоминают порнографию, на что Ги отрезал: «Не смеши меня – это искусство».
В его работах так же можно увидеть и не прикрытую жестокость. Красноречивее слов, за себя говорит одна из фоторабот мастера. На ней запечатлен мужчина, звонящий в дверь, которая уже немного приоткрыта и, в дверной проем, зритель видит, как красивая девушка сидит в странной, жутковатой позе на стуле. Лучшие Фотографии и ФотографыСтановится понятно, что она мертва. Конечно, такое откровение мало кому нравилось, но это не помешало Бурдену быть востребованным. Он создавал рекламные плакаты для Air France, Claude Montana, Gianni Versace, Emanuel Ungaro, Chanel, Issey Miyake и многих других, которые имели колоссальный успех.
Однажды, редактор журнала Vogue представил Ги дизайнеру обуви Чарльзу Журдену, в последствии ставший его покровителем. С этого знакомства начинается работа фотографа над рекламной компанией марки Charles Jourdan, продлившаяся целых 14 лет.
Лучшие Фотографии и Фотографы
Работая на Журдена, Ги не изменял себе. На первый взгляд, даже трудно поверить что его работы – это реклама обуви. На одном из снимков фотографа запечатлен меловой силуэт женщины на асфальте и пара разбросанных красивых туфель. На другой фотографии девушка стоит в неестественной, неудобной позе, и это видно по ее лицу. Становится понятно, что ее цель - продемонстрировать всем свою шикарную обувь. И конечно, уникальная и неповторимая находка мастера, его «визитная карточка» - фотография в фотографии.

Лучшие Фотографии и ФотографыБурден умел привлечь внимание именно к предметам, которые рекламировал, а моделям отводилась роль антуража, в общем замысле снимка. Более того, Ги «подгонял» девушек под главный объект рекламы, можно сказать, придавал им схожий «фасон». Есть и такие работы, участие в которых принимала исключительно только обувь. На фотографии чувствуется лишь легкое присутствие хозяйки изящных туфель, но они настолько хороши, что полностью ее затмевают, делая невидимой для зрителя.
Создавая каталог женского белья для Bloomingdale, который можно назвать единственной «книгой» с работами фотографа, вышедшей при его жизни, Бурден придумал совершенно сногсшибательные образы, в которых была заложена эпатаж и простота одновременно. Так, на одном из снимков, женщины, в роскошном нижнем белье, загорают в интригующих позах на капотах собственных машин. Яркая вспышка создает эффект полицейского прожектора, который разоблачает виновниц невиданной распущенности. Ги мог сделать из простой рекламы обыденных предметов целые мезан-сцены, с сюжетом и красноречивым подтекстом.
Творения Бурдена всегда были обсуждаемы, многим они не нравились, многие считали их пошлыми и жестокими, но были и такие, которые признали в нем гения и, говорят, была даже создана целая фото-школа. Его творчество оказало большое влияние на таких мастеров фотографии, как Дэвида Лашапеля, Мерта Аласа, Маркуса Пиготты, Ника Найта и Жана Батиста Мондино - фотографа и клипмейкера. Именно Мондино снял клип Hollywood для Мадонны. В нем почти все кадры – это ожившие снимки Бурдена, только с участием поп-дивы. Без труда можно выявить схожесть с такими работами фотографа, как: рыжеволосая девушка, стоящая перед большим круглым зеркалом в изумрудной комнате, или черно-белый снимок с изображением богатой дамы, за которой ухаживает служанка, и конечно, женщину, в розовом шелковом костюме, расположившуюся на такого же цвета покрывале. Вполне возможно, что Жан Батист, таким образом, выказал дань уважения знаменитому фотографу, но как бы там ни было, юристам певицы пришлось долго доказывать отсутствие нарушения авторских прав Бурдена.
Уникальность и значимость в искусстве работ Ги отметил Международный Центр Фотографии, который присудил ему награду Ifinity Award. Ее вручала Энни Лейбовиц – самая успешная женщина-фотограф.
Ги Бурден скончался в 1991 году (предположительно от рака), но его творчество до сих пор шокирует, вдохновляет и заставляет задуматься.
Первая ретроспективная выставка фотографа была проведена в музее Виктории и Альберта в Лондоне, а затем посетила Национальные галереи в Мельбурне и Париже. Галерея Bloomsbury Square в 2007 году выставила коллекцию более чем из 40 работ Бурдена. Так же в лондонском арт-центре The Wapping Project, располагающемся на территории бывшей электростанции, проходила выставка «Unseen», на которой были продемонстрированы ранее неизвестные работы легендарного фотографа. В залах Kunsthaus di Weissgerberstrasse в Вене было показано более 300 картин и фотографий этого уникального фотографа.
Ги Бурден перевернул понятия о красоте и моде. В своем творчестве он придерживался той мысли, что эстетика может переходить грань, ранее недопустимую, и именно это делает его работы такими притягательными, незабываемыми и волнующими.
Автор Кира Банникова

Комментариев нет:

Отправить комментарий