воскресенье, 21 октября 2012 г.

структура кандидатской


Структура кандидатской диссертации

Классическая кандидатская диссертация (в виде рукописи) обычно имеет следующую структуру: титульный лист (страница № 1), оглавление (содержание), список условных сокращений (если таковые имеются, также могут располагаться в конце диссертации), введение, четыре главы (могут быть две или три главы), заключение, выводы, практические рекомендации (в диссертациях по педагогическим специальностям), список литературы и приложения.
Во введении (3-6 страниц) автор может обосновать выбор темы исследования, отразить ее актуальность, показать научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы.
Глава 1 (20-40 страниц) должна называться в соответствии с ее содержанием, например: «Современное состояние проблемы изменения умственной работоспособности под влиянием различных фармакологических средств» и представляет собой обзор и анализ литературных источников по теме исследования.
Целесообразно рассмотреть, в каком состоянии на современный момент находится избранное научное направление, что уже сделано другими авторами, что в этом вопросе еще неясно и поэтому требует дальнейшего исследования. Если ваша диссертация затрагивает несколько крупных проблем, то глава может иметь параграфы (они нумеруются 1.1.; 1.2 и т.д.).
Логичным заключением главы 1 будет формулировка цели, задач исследования, рабочей гипотезы (что предполагалось получить в результате исследования) и основных положений, выносимых на защиту. В диссертациях, защищаемых по педагогическим специальностям, обычно приводят также объект и предмет исследования. Объектом исследования является контингент испытуемых (группы людей, животных и д.т.). В постоянно приводимом здесь примере объектом являются крысы линии «Вистар», а предметом — то, что вы исследуете у данного контингента (психологические, физиологические или иные параметры. В нашем примере — умственная работоспособность. Заключение главы 1 — это та часть вашей диссертации, которая может претерпевать значительные изменения по мере работы над темой. Окончательно цель, задачи и т.д. будут сформулированы на завершающем этапе написания диссертации и автореферата.
Глава 2 (8-12 страниц, может называться «Методы исследования») обычно содержит описание методик исследования и контингента испытуемых. Достаточно подробно следует изложить организацию эксперимента, описать методики, используемую аппаратуру, дать подробные сведения об испытуемых. Прочитав эту главу, не должно возникать вопросов о том, как вы получили те или иные данные. Любой прочитавший ее должен понять, как провести аналогичное исследование (например, с целью проверки ваших результатов). Главу 2 можно разбить на параграфы, отдельно описав испытуемых и каждую методику (если она объемна), либо сгруппировать получаемые показатели по определенным признакам (и назвать параграфы, например: 2.1. Показатели центральной нервной системы. 2.2. Показатели иммунитета. и т.п.).
Глава 3 (60-90 страниц, может называться «Результаты исследования») обычно являет собой изложение собственных результатов исследования. В ней часто размещают таблицы с полученными данными (не первоначальными, а уже обработанными), рисунки, обобщающие или иллюстрирующие результаты, пояснения автора по поводу тех или иных полученных данных. Обычно эта глава разбивается на параграфы в соответствии с логикой изложения материала. Иногда (чаще в докторских диссертациях), если исследование слишком объемное и выполнено по нескольким направлениям, изложение собственных результатов занимает две главы (главу 3 и главу 4). В этом случае диссертация имеет на одну главу больше, а результаты обсуждаются в главе 5.
В главе 4 (20-30 страниц, может называться «Обсуждение результатов») обычно приводится обсуждение полученных результатов. Оно преследует две задачи. Во-первых, необходимо сопоставить полученные вами данные с результатами исследований других авторов, а во-вторых, предварительно изучив современные научные концепции, определить — с позиции какой из них можно объяснить ваши данные (либо в какую из них «вписываются» ваши результаты). Если вы провели объемное исследование с использованием серьезных современных методик, а ваши результаты не вписываются ни в одну из известных теорий или противоречат им, и если при этом вы убеждены, что полученным данным можно верить, то ваша диссертация «тянет» на докторскую. Отличие докторской диссертации от кандидатской в том, что первая должна представлять собой крупное научное открытие или открывать новое научное направление.
Если ваша кандидатская диссертация соответствует уровню докторской, рекомендую прочитать соответствующий раздел настоящего руководства: «Работа тянет на докторскую».
Количество выводов в диссертации должно соответствовать количеству поставленных задач (и в идеале — представлять собой решение этих задач). Однако, на практике такое встречается редко. Одной задаче может соответствовать два вывода, реже — выводы мало соответствуют поставленным задачам. Несоответствия выводов поставленным задачам следует избегать. Если выводы совсем не соотвествуют задачам — измените задачи, никто не заметит, что раньше — при обосновании выбора темы — они были другими. Даже если кто-то и заметит, это считается в порядке вещей, и еще никто к этому не придирался.
В диссертациях на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, а также защищаемых по двум специальностям, одна из которых педагогическая, приводятся практические рекомендации, формулирующиеся исходя из данных эксперимента. Если вы добросовестно проводили исследование, написать практические рекомендации вам не составит труда.
Список литературы (обычно не менее 100, не более 600 источников, в диссертациях по техническим специальностям меньше) оформляется по текущему ГОСТу. Вначале по алфавиту приводятся отечественные источники, затем по алфавиту — иностранные. Соответствие списка литературы ГОСТу можно проверить в библиотеке (в информационно-библиографическом отделе).
Таким образом, по структуре кандидатская диссертация (в виде рукописи) похожа на научную статью, чем, впрочем, она и является в несколько расширенном виде.
В приложения диссертации включают не вошедшие в основной текст таблицы, схемы организации эксперимента, иногда приводятся образцы анкет, тестов (если они разработаны вами) и т.д. Кроме того, в приложения входят акты внедрения, авторские свидетельства и т.д. Каждому разделу приложений присваивается номер (1, 2, 3 и т.д.). Например, в «Приложение 1» могут входить таблицы оценки умственной работоспособности крыс. Если приложение состоит из нескольких листов, то первый подписывается сверху: Приложение 1, а каждый последующий: Приложение 1 (продолжение) (без кавычек). Если приложения слишком объемны, они могут издаваться в виде отдельного тома.
Объем кандидатской диссертации (без учета списка литературы, приложений, рисунков и таблиц) обычно составляет 120-150 машинописных страниц (1800 знаков на странице: 29-30 строк, 62-64 знака в строке. При наборе на компьютере применяется шрифт Times, размер 14 пт, межстрочное расстояние 24 пт). Однако, в настоящее время ограничения по объему отсутствуют (учтите, что к моменту вашей защиты они снова могут быть введены).
Довольно сложным моментом является правильное оформление диссертации. Нужно очень строго выдержать все требования (такой-то отступ от начала главы до текста, такой-то — от начала параграфа до текста и т.д.). Запомнить все требования трудно, к тому же они имеют тенденцию постоянно меняться. Просто имейте в виду, что это важно, и на заключительном этапе подготовки диссертации проконсультируйтесь у знающего человека (секретаря ученого совета, сведущего библиографа, свежеиспеченного диссертанта, который на радостях с удовольствием окажет вам помощь, и др.). Научный руководитель всех последних тонкостей может и не знать. Имеет смысл также посмотреть, как оформлены последние диссертации (защита которых состоялась в ближайшие полгода).

Как приступить к написанию диссертации

В любой деятельности трудным бывает первый шаг, особенно, когда не знаешь, как приступить. Попробуйте начать с главы 2 (методы исследования). Это проще всего, так как описание методик есть в литературе, а если вы придумали свою, то сможете описать самостоятельно. Главу 2 можно написать на первом году обучения, когда исследование вовсю идет (или во время каникул), а затем только откорректировать.Главу 1 (литературный обзор) можно писать в течение всего обучения, постепенно углубляя и обобщая.
Главу 3 (результаты собственных исследований) начните писать сразу после обработки ваших данных, даже если эта обработка еще не окончательная. Имеет смысл начать не с написания самой главы, а с простого описания полученных результатов. Подумайте, как можно обобщить эти данные, проиллюстрировать их. Покажите это описание научному руководителю. Сравните полученные вами данные с результатами исследований других авторов, записывайте ваши мысли по этому поводу отдельно (потом это войдет в главу «Обсуждение»). Можно создать отдельный файл «Для главы 4» и записывать все, имеющее отношение к обсуждению, в него. Не забывайте делать резервные копии важных данных (мыслей, текстов и др.), чтобы потом не кусать себе локти.
Главу 4 (обсуждение результатов) можно начать после окончательной обработки экспериментальных данных, когда готовы предварительные выводы работы.
Предварительные выводы записывайте сразу, по мере обработки данных. В дальнейшем, используя предварительные, вы легко сможете сформулировать окончательные выводы.
Практические рекомендации пишите во время проведения эксперимента (либо сразу после его окончания). Это поможет вам оформить акты внедрения. По окончании написания диссертации практические рекомендации можно отредактировать.
Не забудьте про оглавление (с указанием страниц) и список условных сокращений. Названия глав и параграфов в оглавлении четко должно соответствовать им в тексте диссертации. Страницы, с которых начинаются главы, проставляются после распечатки окончательного варианта работы. Список условных сокращений начните сразу, как только ввели сокращение (либо использовали принятое), а в дальнейшем дополняйте. В противном случае вы обязательно что-нибудь упустите.


Что необходимо сделать к предварительной защите

  1. Полностью завершить написание диссертации, отпечатать ее «чистовой» текст (можно не брошюровать).
    Перед предварительной защитой диссертацию необходимо представить для ознакомления двум рецензентам. Рецензенты должны иметь ученую степень не ниже кандидата наук. Цель рецензирования — выявить недостатки диссертации, после устранения которых она может быть рекомендована к защите в диссертационном совете (на предзащите официально определяется в каком совете состоится защита диссертации, и кто будут официальные оппоненты). На предварительной защите 1-2 экземпляра диссертации должны находится в аудитории, чтобы присутствующие могли с ней ознакомиться.

  2. Подготовить иллюстрирующий материал: плакаты, слайды, раздаточный материал (таблицы, схемы, рисунки, выполненные на отдельных листах А4 в количестве, равном присутствующим на предзащите).
    Готовьте то, что планируете использовать на защите, хотя, возможно, что-то придется переделывать или дополнять.

  3. Подготовить текст доклада и выучить его целиком (или основную часть, во время которой вы демонстрируете плакаты, слайды и т.д.). Продумать, в какой последовательности и с какими словами вы будете подходить к плакатам, тщательно отрепетировать способы связи разных частей доклада, чтобы при переходе от плаката к плакату или от описания методик к результатам исследования вы не терялись и не произносили что-то типа: «Ну... вот...» или «Э-э-э-э», или вовсе замолкали, лихорадочно роясь в бумажках.

  4. Пригласить на предзащиту как можно большее число коллег с разных кафедр, которые будут задавать вам вопросы, делать замечания, выступать с положительной (надеюсь!) оценкой работы.
    Желательно присутствие на предзащите не менее 3-4 докторов наук по вашей специальности.
    Спокойно и с благодарностью относитесь к замечаниям на предзащите. Чем больше вас критикуют на предзащите, тем легче вам будет на защите.

  5. Предзащита обычно продолжается около 2 часов. За это время приглашенные гости и сотрудники кафедры утомляются. В знак благодарности за их внимание и терпение к вам, по окончании предварительной защиты соискатели обычно устраивают небольшое «чаепитие».



Доклад на предварительной защите

Данное практическое руководство призвано помочь умным и способным, но растерянным молодым аспирантам, сориентировать их, рассказать в целом о том, с чем им придется столкнуться во время обучения. Оно не преследует целью рассказать все тонкости подготовки к самой защите диссертации, а также нюансы оформления документов. Поскольку успешно закончившим аспирантуру считается тот, кто прошел предварительную защиту, а соискатели на ней часто терпят фиаско, ниже приводятся некоторые советы, касающиеся самого доклада.
Учтите, что требования к докладам на предзащите и защите одинаковые.
Итак, к докладу на предварительной защите предъявляются требования, аналогичные требованиям к докладу на официальной защите. Поэтому, постарайтесь, чтобы доклад на предварительной защите соответствовал всем этим требованиям — репетицию лучше проводить в условиях, близким к реальным.
На доклад отводится 20 минут, но присутствующие будут вам признательны, если вы сократите это время (хотя бы до 18 минут размеренно докладываемого материала).
Классическая схема доклада подразумевает изложение (краткое) актуальности темы, цели исследования, задач, гипотезы, положений, выносимых на защиту. Диссертанты, защищающиеся по педагогическим специальностям, часто приводят объект и предмет исследования.Описывается контингент испытуемых (если не докладывался объект), их количество, число проведенных измерений, рассчитанных показателей, что создает представление об объеме проведенных исследований. Сжато излагаются используемые методы (методики) (часто иллюстрируются),основные результаты работы (обычно сопровождаются плакатами, слайдами и т.д.), заключение.
Выводы, как правило, не докладываются в целях экономии времени, поэтому на предзащите они могут входить в раздаточный материал, либо печатаются в нескольких экземплярах отдельно. На защите этого делать не нужно, так как к ее моменту должен быть готов автореферат, несколько экземпляров которого находятся в зале защиты. Любой присутствующий на защите имеет право знакомиться с авторефератом (а также задать вопрос диссертанту).
Доклад обычно оканчивается словами: «Выводы разрешите не зачитывать, так как они логично вытекают из нашего доклада. Доклад окончен. Спасибо за внимание».
Время доклада можно распределить следующим образом
  • Вступление — актуальность, цель, задачи исследования, гипотеза, положения выносимые на защиту (2-3 минуты).
  • Методы исследования — 1-2 минуты, а еще лучше просто проиллюстрировать методы плакатом (слайдом) и сказать о них лишь несколько слов.
  • Результаты исследования — 12-13 минут.
  • Заключение — 1-2 минуты.
Помимо актуальности работы, докладчик излагает также ее научную новизну, теоретическую и практическую значимость. Вступительная часть доклада растягивается, занимая половину или даже большую часть времени. Такое происходит, в основном, в случаях, когда нечего сказать о результатах исследования. Присутствующие долго слушают, как же хороша представленная работа, как она актуальна, сколько в ней научной новизны (и как только люди жили без нее раньше!), а до ее сути дело так и не доходит. Если вы уважаете себя и хотите произвести хорошее впечатление, не нужно хвалить свою работу, а нужно показать ее реальные результаты. Говоря о себе, в докладе принято употреблять безличные формы: «Проведены исследования, получены данные и т.д.». Этим подчеркивается ваша скромность.
Постарайтесь докладывать без бумажки (прочитать можно только цель, задачи, гипотезу, положения, выносимые на защиту). Это сформирует о вас благоприятное впечатление аудитории, создаст представление, что работа выполнена вами самостоятельно. Если вы стоите возле плаката или слайда, бумажка в ваших руках будет выглядеть несолидно. На защите наиболее верный способ докладывать без бумажки — выучить долад наизусть, причем, очень хорошо. В противном случае, вы непременно растеряетесь. Доклад на предзащите можно не вызубривать.
В докладе должны быть логические паузы, чтобы мысли слушающих могли следовать за вашими, делайте ударения на наиболее значимых моментах (прорепетируйте, на каких). Во время выступления постарайтесь несколько раз посмотреть в глаза каждому из слушающих.
Вы вряд ли выступите с докладом блестяще, если не прорепетируете его 5-7 раз. Репетиции нужно проводить с плакатами (слайдами) или с тем материалом, который вы будете демонстрировать. В противном случае, даже если вы выучили доклад, необходимость показать что-то на плакате может сбить вас. Не смейтесь — подавляющее большинство диссертантов репетирует свои доклады.
По окончании доклада диссертанту задают вопросы. Вероятно, есть такой вопрос, ответ на который поможет лучше преподнести вашу работу. Можно написать этот вопрос на бумажке и договориться, чтобы вам кто-нибудь его задал.
После вашего доклада, выступают рецензенты, которые назначаются, как правило, заведующим кафедры. Желательно, чтобы рецензенты были докторами (или кандидатами) наук, лица без степени рецензентами быть не могут. Рецензент в своем выступлении обязательно должен указать на недостатки работы, отзыв не должен быть исключительно хвалебным. Каждый рецензент в конце своей речи дает заключение, что работа в целом соответствует требованиям, предъявляемым ВАК к кандидатским диссертациям, и может быть рекомендована к защите на соискание ученой степени кандидата таких-то наук по такой-то специальности. Эти заключения (почти дословно) обязательно вносятся в протокол. Кроме того, работа может быть признана требующей исправлений, и в таком случае рекомендация на защиту не дается (необходимо исправить работу и снова проводить предзащиту).
На предзащите необходимо контролировать соблюдение определенных формальностей. Следует вести протокол расширенного заседания кафедры, на котором проходит предзащита (попросите это делать лаборанта кафедры, а также можно воспользоваться диктофоном). В протоколе перечисляются присутствующие с указанием ученых степеней и званий, а также должностей. Далее он ведется по общепринятой форме (слушали... и т.д. постановили рекомендовать к защите...). Лучше заранее посмотреть форму протокола, чтобы не упустить деталей, а также попросите секретаря ученого совета или методиста аспирантуры показать вам несколько примеров. После окончания предзащиты Вы будете составлять на основании протокола заседания кафедры и записи на диктофоне «Выписку из протокола заседания», которую подписывают председатель и секретарь заседания. Затем выписка визируется руководителем организации (или заместителем по научной работе) и заверяется печатью организации. В выписке должны содержаться: список присутствовавших специалистов на заседании; фамилия, имя и отчество соискателя, тема диссертационной работы, с указанием ученой степени и отрасли наук для соискания; краткое содержание доклада соискателя; вопросы специалистов; краткое содержание выступлений рецензентов и руководителя. В конце выписки приводится заключение, где непременно следует указать: актуальность темы; специальность, которой соответствует диссертация; личное участие автора; научная новизна исследования; практическая значимость результатов работы; достоверность научных положений и результатов проведенных исследований; ценность научных работ, полнота изложения материалов диссертации в работах, опубликованных соискателем, количество и список публикаций, в т.ч. из списка изданий, рекомендованных ВАКом; рекомендации диссертации к защите. Кроме того, если диссертации присваивается ДСП, то в заключении необходимо аргументировать обоснованность присвоения такой пометки («Для служебного пользования»). Выписка из протокола (с положительной рекомендацией к защите) является основанием для принятия вашей диссертации к защите в диссертационном совете.



Маленькая хитрость, которую можно использовать на защите

Для создания о вас блестящего впечатления, можно использовать маленькую хитрость. Ее мне поведал профессор психологии Г.Д. Горбунов — один из официальных оппонентов моей диссертации (проверила на собственном опыте — действует!). Эту хитрость имеет смысл использовать на защите, предзащита того не стоит.
Итак, вероятно, вам заранее известно, в какой аудитории будет проходить ваша защита. В этой аудитории, скорее всего, есть кафедра, возле которой диссертант начинает свой доклад.
Еще до начала процедуры защиты, когда аудитория уже открыта, а члены ученого совета еще не собрались, положите на эту кафедру листы с текстом вашего доклада, причем так, чтобы не перелистывать их потом.
Заранее (за день-два) выучите наизусть первые несколько предложений доклада.
Когда вам предоставят слово для краткого изложения материалов диссертации, выйдите к кафедре с пустыми руками, без каких-либо бумажек. Встаньте не за кафедру, а рядом с ней: все увидят, что вы ничего не можете читать. Начните доклад, смело глядя в глаза присутствующим (если глаза опустить, сногсшибательного эффекта может не получиться). Когда выученный вами текст начнет подходить к концу, медленно переместитесь за кафедру. Дальше вы уже можете опускать глаза и смотреть в ваши бумаги, но периодически (и почаще) поднимайте взгляд. У членов ученого совета возникнет впечатление, что вы весь доклад делаете без «бумажки».
Даже если кто-то из них потом и заметит, как вы добились такого эффекта, благоприятного впечатления о вас это не испортит.


Если Ваша кандидатская диссертация «тянет» на докторскую

Внимание: в настоящее время, законодательная норма изменилась. Теперь претендовать на степень доктора наук, не имея предварительно защищенной кандидатской диссертации, нельзя. Таким образом, нижеизложенный текст, описывающий возможности присвоения степени доктора вместо степени кандидата, устарел. Вам придется пройти все шаги этой лестницы последовательно.Иногда исследования, проведенные в кандидатской диссертации, настолько объемны и глубоки, а полученные выводы настолько значимы, что ученый совет может рекомендовать эту диссертацию на степень не кандидата, а доктора наук.
Как уже говорилось, отличие докторской диссертации от кандидатской в том, что первая должна представлять собой крупное научное открытие или открывать новое научное направление.
Рекомендую не рисковать. Попросите ученый совет присвоить вам степень кандидата наук (ученую степень присваивает именно ученый совет вуза, а не ВАК, который только утверждает (или не утверждает) решение ученого совета). После этого слегка доработайте диссертацию и вновь представьте ее к защите на соискание ученой степени уже доктора наук. Такая страховка хоть и дороже в финансовом отношении (две защиты дороже одной), но необходима потому, что ВАК с очень большим пристрастием рассматривает диссертации, сразу рекомендованные на степень доктора.
ВАК будет ее читать и перечитывать, запрашивать то текст диссертации, то еще что-нибудь, назначать дополнительных рецензентов и т.д. Процедура утверждения вашей ученой степени может затянуться на год и более, и вообще оказаться неуспешной. Затягивание этой процедуры имеет финансовые последствия: пока степень не утверждена, вы не можете занять приличествующую вашему новому положению должность или на рядовой должности получать надбавку за ученую степень (таковая полагается! Но не все учебные заведения ее платят). В итоге с блестяще написанной диссертацией вы можете остаться и без степени доктора, которую не утвердили, и без степени кандидата, которую вам никто и не присваивал. Однако, если вы полностью уверены в своих силах — попробуйте рискнуть.
Анекдотичная ситуация из жизни Л.Н. Гумилева, любезно предоставленная создателями сайта Gumilevica: Лев Николаевич Гумилев (1912-1992)защитил ученую степень доктора наук по географии в Ленинградском государственном университете в 1974 году, при этом, два голоса в университете были против, 20 ученых были «за». Однако, Высшая аттестационная комиссия в Москве не утвердила защиту, мотивируя свой ответ тем, что работа Л.Н. Гумилёва является значительным достижением науки — «выше, чем докторская работа, а потому и не докторская». Поэтому докторскую степень ему не присудили. При этом, ВАК принял парадоксальное решение — счел необходимым ввести Л.Н. Гумилёва в докторский совет ЛГУ по защите диссертаций по географии. Таким образом, фактически диплома доктора географических наук Л.Н. Гумилёв не получил, но рассматривал решения о присуждении другим этой ученой степени в ученом совете ЛГУ.



Дополнительные советы

Обучение в аспирантуре дает возможность общаться с умными и опытными интеллигентными людьми (профессорско-преподавательским составом).Используйте шанс перенять их опыт во всех сферах вашей профессиональной деятельности. Поскольку по окончании аспирантуры вы, скорее всего, будете работать преподавателем или научным сотрудником, посещайте лекции вашего научного руководителя, начальника кафедры, профессоров и доцентов вашей кафедры. Записывайте положительные моменты, которые могли бы использоваться вами в педагогической работе. Отмечайте, что вы можете сделать по-другому, так как критическая позиция провоцирует творческое мышление. Слушая лекцию, представьте себя на месте лектора, подумайте, как бы вы стали преподносить материал.Не пренебрегайте общением со специалистами других областей, это позволит вам расширить собственный опыт и кругозор. Рассказывайте о вашей диссертации любому, кто задаст вам такой вопрос (коротко, чтобы не утомить собеседника). Постепенно вы научитесь говорить о вашей теме словами, понятными практически любому. Учтите, что в состав диссертационного совета входят специалисты одной специальности, но разных ее направлений. Поэтому ваш доклад должен быть понятным каждому. «Заумные», громоздкие выражения не только трудны для восприятия, но и вызывают у слушателя раздражение (а вовсе не демонстрируют вашу «ученость»). Если вы считаете, что собеседник не поймет сути вашей работы, значит, на данном этапе вы еще недостаточно готовы ее объяснить.
Посещайте публичные защиты диссертаций ваших коллег для получения наглядного представления о том, что ждет вас в случае успешного окончания обучения. Когда вы — сторонний наблюдатель, легче увидеть достоинства, недостатки, ухищрения, которые можно затем применить на своей защите. Вы увидите, как блекло выглядят некоторые работы, и не захотите оказаться в такой же ситуации и краснеть. Вы будете восхищаться достойными работами, удивляться объемам и глубине проведенных в них исследованиях и стремиться быть не хуже.
Если у вас имеется возможность, приобретите компьютер и принтер. Компьютер позволит вам удобно хранить любую информацию (выписки из литературных источников, результаты исследований, документацию), а также обрабатывать результаты не вручную, а с использованием мощных математических программ. Применение этих программ сделает доступными сложные и трудоемкие методы обработки данных, позволит при необходимости обработать весь ваш материал за один вечер. Освоив графические программы, вы сможете рисовать красивые рисунки и таблицы, которые помогут наглядно представить материал. С этих же рисунков можно заказать слайды, которые проиллюстрируют ваши доклады на конференциях или защите (поинтересуйтесь, не делают ли это в фотолаборатории вашего учебного заведения бесплатно). Если слайды вас не устраивают, можно использовать прозрачную бумагу для кодоскопов (правда, она достаточно дорогая). С помощью принтера, на этой бумаге можно напечатать рисунок, диаграмму или таблицу, а потом еще и раскрасить маркерами в разные цвета. Во время доклада такой листок кладется на кадоскоп, и изображение проецируется на экран.
На компьютере вы сможете писать сам текст диссертации, который будет удобно править, дополнять, изменять и т.д. Современные программы содержат подпрограммы проверки грамматики и орфографии документа. Наличие принтера избавит вас от проблем распечатывания научных статей, отчетов в аспирантуру, документов, необходимых для сдачи в диссертационный совет, когда ваш труд будет на стадии завершения.
Имея собственный компьютер, вы быстро его освоите, научитесь набирать текст, рисовать, что в дальнейшем сэкономит вам средства: не придется платить за набор вашей диссертации, выполнение таблиц и рисунков.
Если вы решили приобрести компьютер, но не знаете какой выбрать, вам помогут сориентироваться специалисты вычислительного или информационного центра вашего учебного заведения. Не стесняйтесь попросить у них помощи — как правило, это входит в их обязанности.
Умение общаться с компьютером важно еще и потому, что в настоящее время без этого не обойтись ни на одной более или менее приличной работе.
Впрочем, если вы читаете этот текст, значит, компьютер у вас есть.
При работе на компьютере не забывайте делать резервные копии данных!
Все, что представляет для вас ценность (выписки из литературы, подготовленные документы, статьи, текст диссертации, рисунки и графики, цифры результатов эксперимента и др.) необходимо защищать от потери.
Конечно, не существует вечного носителя информации, а если таковой и изобретут, то его можно просто потерять. Но если важные данные имеются у вас на двух или трех разных носителях (разные винчестеры, дискеты, CD и др.), то вероятность того, что все разом они выйдут из строя равна вероятности пожара. Чтобы защитить данные и от пожара, можно хранить их копии и дома, и на другом доступном вам компьютере.
Перед записью данных для резервного копирования их целесообразно заархивировать (в этом случае они занимают меньше места). Используйте распространенные архиваторы, с помощью которых вы могли бы разархивировать данные на чужом компьютере.
Текстовые документы, документы в формате html и некоторые другие при архивировании сжимаются хорошо. Некоторые графические данные (форматы gif, jpeg и др.) сжимаются плохо. Поэтому проверяйте, не занимает ли архив места больше, чем исходные данные.
Сделайте резервное копирование привычной для вас процедурой. Выполняйте его, например, раз в месяц (или чаще). Не надейтесь на то, что вы никогда не ошибетесь и безвозвратно не удалите что-то очень нужное (сами или кто-то случайно севший за ваш компьютер). Не рассчитывайте, что вас минует участь подавляющего большинства владельцев компьютеров: что-то когда-нибудь непременно «полетит», а не полетит, так отключат свет, произойдет перепад напряжения в сети и ваш винчестер сгорит вместе с сетевым фильтром.
В общем, я предупредила...
Помните, что обучение в очной аспирантуре дает юношам отсрочку от армии.
Конечно, приведенные советы и рекомендации по организации обучения в аспирантуре не являются обязательными. Возможно, у вас есть свой план обучения, отличный от приведенного и более удобный для вас. Главное, чтобы этот план позволил вам успешно и с наименьшими переживаниями завершить обучение, написать и защитить диссертацию.
Если вы обучаетесь на кафедре, где организация работы с аспирантами поставлена на должный уровень, некоторые рекомендации являются для вас лишними. Однако, любопытно иногда узнать, в каких условиях учатся другие.








http://www.aspirantura.spb.ru/rukvo

Комментариев нет:

Отправить комментарий