ЧТО ВСЕГДА, ПРИ ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ И НОЗОЛОГИЯХ, НАДО ОТРАЖАТЬ В ПСИХ.СТАТУСЕ:
- ясность сознания/отрешенность/бессвязнность,
способность ориентироваться в месте/времени/личности,
- "портрет больного": мимика, жесты, манера держаться, согласие на беседу, внешний вид - опрятность; темп речи, словарный запас;
- обманы восприятия: обязательны примеры высказываний больного, отразить множественность и постоянность расстройств (иллюзии, галлюцинации, псевдогаллюцинации, сенестопатии, висц.галлюцинации, деперсонализация/дереализация, иные расстройства восприятия)
- состояние памяти: субъект.жалобы, их соответствие объект.клин-псих. данным, состояние краткосременной и долговременной памяти, псевдореминисценции и конфабуляции
- внимание: переключаемость, концентрация
мышлени: структурные (ассоциативныен) расстройства по органическому или эндогенному типу с примерами высказываний больного, изменение темпа речи и мышления, болезненные идеи со степенью нелепости и фантастичности
- интеллект: соответствие соц.среде и полученному образованию, запас общеобр.знаний
- состояние эмоций: лабильность, эксплозивность, оскудение, тупость, извращение; фон настроения и степень адекватности сложившейся ситуации. Эмоциональный фон рассматривать с точки зрения больного (субъективно) - что он сам говорит, и объективно - что видит сам врач (мимика, слезы, тон голоса, реакция на беседу, на разговор о травмирующей его ситуации, о значимых лицах)
- двигательно-волевые расстройства - тики, гиперкинезы, эпиприпадки, иные пароксизмы, кататонические симптомы, волевые расстройства, отклонения поведения.
- данные за установочное поведение
Далее рассмотрим следующий вопрос: почему при олигофрении не может быть идентичных статусов для разных больных с различными ее степенями?
Ответ прост и вытекает из вопроса: ПОТОМУ ЧТО ЭТО - РАЗЛИЧНЫЕ БОЛЬНЫЕ с РАЗЛИЧНЫМИ СТЕПЕНЯМИ ОЛИГОФРЕНИИ и РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ОЛИГОФРЕНИЧЕСКОГО ДЕФЕКТА. Не наобум же доктора ставят диагноз (хотя, допускаю, что многие чудесные диагносты основывают свои умозаключения исключительно на данных ЭПО... в нашей группе под конец года обучения всех таких особо упрямых в следовании своему методу диагностов, так или иначе, заставили вернуться домой, что называется, не солоно хлебавши).
С точки зрения Кафедры социальной психиатрии и психологии СПИУВЭК, не совсем профессионально вкладывать свою работу эксперта в прокрустово ложе МКБ 10 с ее упрощенными и обобщенными формулировками. Представители кафедры поясняют, что людям с, по сути, разными клиническими картинами, один и тот же статус "подогнать" невозможно.
Поэтому приведу ниже соображения профессора Войтенко. Желающим прочитать самостоятельно его книги могу их отослать из Спб. Стоит комплект его методичек около тысячи, что ли (а в интернете - бесплатно одна есть). Если это необходимо - могу уточнить. Запрос высылать письменно на ryzhkova.ir@gmail.com.
ОЛИГОФРЕНИЯ
Главные признаки:
· наличие врожденной интеллектуальной недостаточности человека либо приобретенной в раннем детстве (интеллект - структура личности, ориентированная на умение ставить и решать социально-психологические задачи различной степени сложности; или, иначе, личность в целом, взятая со стороны умения ставить и решать жизненные задачи);
· отсутствие проrредиентноrо течения, т. е. характерных для «психиатрии течения» уrлубления и развертывания симптоматики или смены синдромов.
По существу при олиrофрении имеет место «рубец», дефект, а не текущее заболевание. Следовательно, при возникновении психических заболеваний олиroфрения является не этиолоrическим фактором, а неблаrоприятным патопластическим фоном, основой, на которой развертывается патолоrический процесс.
1. Наследственная и генеративная nатология:
а) хромосомные аберрации болезнь Дауна, синдром Кляйнфельтера, синдром Шерешевскоrо Тернера, трисомия по «Х» xpoмосоме;
б) нарушения обмена (белковоrо, yrлеводноrо) фенилпировиноrpадная, фруктозурийная, raлактозурийная, ксеродермическая и др.; Эмбрио и фетоnатии воздействие вредности на мать и плод в период внутриyrpобной жизни резусфактор, интоксикации, инфекции, диабет, тиреотоксикоз и друrие заболевания матери.
2. Органическое поражение мозга плода (ребенка) в возрасте до трех лет (ЧМТ, инфекции, интоксикации и т. п.).
Анализ причины развития олиrофрении представляется крайне важным в детской психиатрии, поскольку в зависимости от нее должна формироваться ИПР с акцентом либо на медикобиолоrическую ее состамяющую, либо на психолоrопедаrоrическую и co циальную составляющие.
СТЕПЕНИ ОЛИГОФРЕНИИ И ТИПЫ ОЛИГОФРЕНИЧЕСКОГО ДЕФЕКТА
В социальной психиатрии и МСЭ при психических болезнях при анализе возможностей адаптации (самообслуживание, передвижение, обучение, трудовая деятельность) лиц, страдающих олиrофренией, следует оценивать не только степень олигофрении, но и тип т. н. олигофреническоrо дефекта (под типом дефекта следует понимать не «ИЗЪЯН», а формирование механизмов компенсации интеллектуальной нeдocтaточности через иные структуры личности темперамент, характер, мотивационную сферу).
Чем выраженнее степень олиrофрении, тем меньше возможностей компенсации интеллектуальной недостаточности. Поэтому в coциальной психиатрии не принято выделять тип дефекта при идиотии.
Однако степень оrpаничения жизнедеятельности лиц, страдающих олиrофренией в степени дебильности, практически не достоверна без анализа того или иноrо варианта типа дефекта.
В социальной психиатрии и МСЭ при психических болезнях принято выделять следующие типы дефекта: основной тип; психопатоподобный; сложный тип олиrофреническоrо дефекта.
ИТАК, ЧТО НАДО ПИСАТЬ В ПСИХ.СТАТУСЕ ПО ОЛИГОФРЕНИИ - ПОМИМО УКАЗАННЫХ В ПЕРВОМ АБЗАЦЕ МОМЕНТОВ (в скобках даны пояснения, примеры, - выбираете из них то, что Вам нужно по ситуации)
1. Идиотия /IQ менее 20/ : тип олиrофреническоrо дефекта не вьделяется; в целях социальной реабилитации целесообразно вьщелять rлубокую, среднюю и леrкую степень идиотии.
Глубокая степень:
нет лоrически -ассоциативных предъявлений, не образуется связь между предметами и явлениями;
нет дифференцировки ощущений (гoрячее - холодное, съедобное - несъедобное);
эмоциональные реакции полярны, примитивны (гневливость, апатия);
двигательные реакции бедны, малокоординированы.
Затруднена способность ходить (ходят с трудом).
Характерны двигательные стереотипы (раскачивание, кивание, жевательные движения и т. п.);
болевая чувствительность понижена, склонность самоповреждению (рвут волосы, царапают лицо, кусают себя и т. п.);
нет навыков самообслуживания (не могyт одеться, пользоваться ложкой, вилкой. Неопрятны, пахнут мочой и/или калом);
речь полностью отсутствует.
Легкая и средняя степень:
логически - ассоциативные связи крайне примитивны (пламя -не трогать; лед -холодный и т. п.);
В эмоциональном плане способны дифференцировать окружающих (радость, недовольство, гнев по отношению к конкретным лицам);
двиraтельные реакции: примитивно неуклюжи при движениях, ходьбе (Однако иногда могyт бьпь достаточно координированы);
речь: знают отдельные обиходные слова. Фразовая речь отсутствует. Речь с дефектом (шепелявость, гнусавость и т. д.);
имеются навыки примитивноrо самообслуживания (еда ложкой, мытье лица, снимание простой одежды).
При оценке степени оrpаничения жизнедеятельности всем лицам, страдающим идиотией, должна определяться 1 rpуппа инвалидности (необходимость постоянноrо постороннеrо ухода и надзора). В семье не удерживаются. Проживают в психоневролоrических интернатах.
Основная абuлuтацuонная цель элементарное самообслуживание, опрятность (абилитация формирование сфер жизнедеятельности, ранее не реализованных).
2. Имбецильность.
Глубокая степень /IQ 20-34/:
имеются примитивные логические и ассоциативные связи, представления;
эмоциональная сфера достаточно развита, имеется эмоциональная дифференцировка окружающих;
умеренные/незначительные двигaтельные расстройства (значительных может и не быть - страдают тонкие, сложнокоординированные действия);
усвоен небольшой запас слов, строят короткие стандартные фразы, простую, конкретно ориентированную речь понимают;
имеются навыки элементарноrо самообслуживания,
потребности примитивны (еда, мытье, опрятность, элементарная помощь окружающим);
При помощи поэтапной тренировки возможны расширение навыков по самообслуживанию и простейшие трудовые процессы; обучение во вспомоraтельной школе непродуктивно; тип олиrофреническоrо дефекта выделять нецелесообразно. При оценке степени оrpаничения жизнедеятельности на первый план выступает невозможность самообслуживания, самостоятельноrо передвижения, социальных контактов, что требует определения 1 rpуппы инвалидности. ·
Основная абuлитационная цель расширение навыков самообслуживания и участие в простейших трудовых процессах (на дому).
Легкая и средняя степени /IQ 35-49/:
cформированы конкретные лоrически-ассоциативные связи, конкретные представления (кошка, собака, но не кошки собаки вообще);
к самостоятельному решению интеллектуальных задач (даже простых, житейских) неспособны;
умеренные/незначительные двигaтельные расстройства (значительных может и не быть - страдают тонкие, сложнокоординированные действия);
усвоен небольшой запас слов, строят короткие стандартные фразы, простую, конкретно ориентированную речь понимают;
имеются навыки элементарноrо самообслуживания,
потребности примитивны (еда, мытье, опрятность, элементарная помощь окружающим);
Удовлетворительно адаптированы только в привычных, стандартных жизненных ситуациях, в связи с чем необходимо постоянное руководство;
однако могyт учиться во вспомоraтельной школе (усваивают простейший счет, написание отдельных слов, чтение простых текстов, вывесок и т. п.); осваивают простейшие трудовые процессы (мытье посуды, полов, клейка пакетов, расфасовка и т. п.).
Основная абuлuтационная цель жизнь в семье, в социальной rpуппе. При ее решении необходимо использовать стремление к подражанию, внушаемость, интерес к монотонной деятельности; для леrкой и средней степени имбецильности характерно формирование личностной мотивации «быть как все», т. е. не отличаться по внешнему виду, одежде, поведению от дрyrих людей. Эта установка также может быть использована в абилитационных целях.
В социальной психиатрии и МСЭ при психических болезнях для оценки абилитационных возможностей представляется целесообразным при средней и леrкой степени имбецильности выделять тот или иной тип олиrофреническоrо дефекта:
· « сновной» тип характеризуется отсyтствием расстройств в сфере темперамента и характера. Больные достаточно синтонны, добродушны, ДQброжелательны, общительны, покладисты, без значительных афктивных вспышек. Мотивационная сфера социально ориентирована помощь друrим, трудонаправленность, стремление найти место \социальной rpуппе; самооценка невысока.
· Псuxопатоподо6ныйй тип два варианта:
1. Эксплозивный вариант помимо интеллектуальноrо дефекта имеется патолоrия в сфер темперамента и характера: они возбудимы, аrрссивнозлобны, склонны к жестокости, иноrда к самоистязанию, эоционально ситуативно неадекватны; при социальных контактах без чувства дистанции, двиrательно расторможены, неадекватно общительны, назойливы, тpeбуют повышенноrо внимания, постороннеrо контроля за поведением и деятельностью.
2. Астеноапатическuй вариант интеллектуальная недостаточность сочетается с апатией, вялостью, равнодушием ко всем формам деятельности; крайне леrко астенизируются, обидчивы, плаксивы; в деятельность социальной rруппы не «вписываются», склонны К реакциям «ухода». Подобный рисунок поведения и эмоциональные реакции также приводят к необходимости постороннеrо надзора и ухода.
При имбецильности, даже в леrкой степени, сочетание интеллектуальной недостаточности и психопатических эмоционально-волевых форм поведения резко оrpаничивает жизнедеятельность (определение 1 rpуппы инвалидности).
При основном типе олиrофреническоrо дефекта и леrкой имбецильности возможны варианты экспертноrо решения. Реализация ИПР может быть достаточно успешной при aдeквaтных ее целях и задачах.
3. Дебильность /IQ 50-69/ - леrкая степень олигофрении:
возникают наибольшие трудности в дифференциальном диаrнозе;
имеется необходимость отrpаничения от орraнических поражений мозrа, педаrоrической «запущенности», интеллектуальной поrpаничной недостаточности, «низкой нормы», от понятия «примитивная» личность и от психическоrо инфантилизма;
имеются значительные трудности при решении экспертных вопросов в военной, судебной и медикосоциальной экспертизе при психических болезнях;
ИПР, как ее разработка, так и реализация наиболее сложны; для устойчивой социальной адаптации чрезвычайно важны как степень дебильности, так и тип олиrофренического дефкта.
Для дебильности в целом характерно:
· нарушение познавательной, абстрактной, лоrически ассоциативной стороны интеллектуальной деятельности; конкретноописательный тип мышления;
· неустойчивость и леrкая переключаемость внимания;
· недостаточный объем оперативной памяти;
· особые трудности возникают при необходимости переконструирования материала со сложным алrоритмом (например, раскрой материала); , шаблонизированность и косность суждений, взrлядов, установок;
· подражательность в деятельности;
· стереотипность мышления;
· внушаемость;
· усиление примитивных влечений (алкоrолизация, сексуальная распущенность, дромомания, пиромания и т. п.);
· возможность улавливать в основном внешнюю сторону co бытий;
· специальные знания, умения и навыки формируются крайне медленно, усвоенное удерживается с трудом, мало применяются на практике;
· темп деятельности замедлен.
Вместе с тем для олиrофрении в степени дебильности , особенно при основном типе дефекта, характерен ряд качеств, позволяющих удовлетворительно адаптироваться в конкретных жизненных ситуа циях и в социальных rpуппах:
· иногда имеется «частичная одаренность» значительный объем «механической памяти», «абсолютный слух» и т. П.;
· подражательная способность важна для адаптации;
· положительная социальная ориентация; трудонаправленность; стойкость установок на деятельность; интерес к работе;
· стремление «быть как все».
СТЕПЕНИ ДЕБИЛЬНОСТИ.
1. Выраженная степень дебильности:
отставание в психомоторном развитии (обнаруживается в дoшкольном возрасте);
моторная неловкость и задержка речи (отчетливо прослеживаются к 2,5 - 3 rодам);
эмоциональная сфера мало модулирована, эмоциональные реакции носят затяжной, торпидный характер;
на первый план в эмоциональной сфере выступают апатоастенические стигмы (иногда);
простейшая фразовая речь сформирована, словарный запас беден, речь односложная, имеются аrpаматизмы и дефекты речи;
логически-ассоциативные связи примитивны, сугyбо конкретны;
конкретно-образный регистр мшыления практически oтcyтcтвyeт;
концентрация внимания низкая;
память (даже механическая) малого объема;
лоrически-ассоциативные механизмы памяти не сформированы;
конституционально часто диспластичны;
следует учитывать возможность «сложного типа олиrофреническоrо дефекта» (сочетание интеллектуальной недостаточности с самaтoневролоrической патолоrией (пороки сердца, диабет, ожирение, очаrовая невролоrическая симптоматика); оrpаничение жизнедеятельности наиболее значительно в ситуациях «образование», «работа», «самостоятельное передвижение».
По существу, самостоятельная адаптация в социуме без постоpоннero надзора крайне затруднена:
основная абилитационная цель жизнь в обществе без rocпитализаций, асоциальноrо поведения, правонарушений, дeкомпенсаций; при основном типе олиrофреническоrо дефекта (ОД) она достаточно реальна; при психопатоподобном и сложном типе ОД требуется постоянная или' периодическая коррекция поведения или соматоневро - лоrическоrо состояния; основные направления при орraнизации ИПР медикобио лоrический и социально - педаrоrический ее аспекты.
2. Средняя степень дебильности:
отставание в психомоторном развитии (также выявляется еще в дошкольном возрасте);
эмоциональные формы реагирования достаточно модулированы, эмоциональные реакции ситуативно адекватны (особенно при основном типе ОД);
сформирована простая фразовая речь (к 3-4 rодам), косноязычность и аграматизм (встречаются редко);
в простых, типовых жизненных ситуациях ориентируются достаточно,
соматически часто без патолоrии;
невролоrически возможна леrкая симптоматика, веrетативнососудистая дистония;
конституционально нередко диспластичны;
Оrpаничения жизнедеятельности особенно заметны в ситуациях «образование», «работа», иноrда «передвижение» и «социальные контакты» ; по существу нуждаются в социальной защите, особенно припсихопатоподобном и «сложном» типе ОД;
Основная реабилитационная цель жизнь в социуме, устойчивая трудовая деятельность (особенно при основном типе ОД), жизнь в семье (без делинквентноrо рисунка поведения); при психопатоподобном типе ОД своевременная компенсация эксплозивных или астенических реакций, ориентация на устойчивую социальнотрудовую адаптацию, установка на повторное многократное трудоустройство.
Основные аспекты абuлuтацuu медикобиолоrический (купирование эмоциональных нарушений) и социальный (устойчивое трудоустройство).
3. Легкая степень дебильности:
навыки самообслуживания сформированы (в более позднем возрасте) - в остальном в раннем детстве развиваются правильно;
эмоциональные реакции в целом ситуативно-адекватны (ocoбенно, при основном типе ОД);
словарный запас достаточный, но в речи много штампов, суждения поверхностны, легковесны;
абстрактный смысл пословиц и поrоворок практически не вычленяют; имеется возможность нагляднообразноrо мышления;
соматоневролоrически отклонений от нормы не больше, чем в популяции;
Оrpаничения жизнедеятельности (особенно при основном типе ОД, незначительны - ситуация «образование», «работа»).
При психопатоподобном типе ОД социальная дезадаптация обусловлена не интеллектуальным дефектом, а эмоциональноволевой неустойчивостью, эксплозивностью или астеническими формами реаrирования; в социальной защите, как правило, не нуждаются.
Основная цель абuлuтацuонной просраммы полная социальная адаптация.
ТИПЫ ОЛИГОФРЕНИЧЕСКОГО ДЕФЕКТА
Несмотря на то что ранее неоднократно упоминалось понятие ОД, считаем необходимым остановиться на нем более подробно, поскольку базисными реабилитационными понятиями в социальной психиатрии и МСЭ при психических болезнях следует считать как интеллектуальную недостаточность, так и тип ОД.
Поскольку (ре)абилитационная проrpамма реализуется через личностные структуры, при оргaнизации ИПР возникает необходимость оценить не только интеллектуальные возможности больноro, но и ero темперамент, характер, мотивационную сферу в процессе абилитации, а также общее соматоневролоrическое состояние индивида.
Следовательно, наряду с оценкой степени интеллектуальноrо дефекта, для решения вопросов М СЭ при психических болезнях и реабилитации в социальной психиатрии принято оценивать как индивидуальнопсихолоrические особенности личности больных олиrофренией, так и их соматические возможности.
Темперамент - личность в целом, взятая со стороны динамики психической деятельности. Определяет ее сензитивность, риrидность, активность, пластичность, энерrичность в достижении цели, эмоциональную подвижность (торпидность), силу эмоций И т. д.
Характер - личность в целом, взятая со стороны социально -психолоrической системы отношений. Отражает системы взаимодействия «Я-он»; «Я-rpуппа»; «Я-созидающая деятельность»; «Я-окружающий материальный мир»; «Я-Я» (rордость, тщеславие, скромность, самолюбие и т. п.). При оценке характера анализируются такие особенности личности, как доброжелательность, внимательность, забота о дрyrих, дpyжелюбие, трудонаправленность, трудовой стереотип и пр.
Мотивационная сфера указывает на установки, цели, идеалы, самооценку, уровень притязаний, эrоцентризмальтруизм индивида и т. П.
При определении типа олиrофреническоrо дефекта следует oцeнивать также особенности речи и моторики, соматоневролоrические нарушения, особенности слуха, зрения и т. д.
На настоящем этапе развития социальной психиатрии и МСЭпри психических болезнях целесообразно выделять три вида ОД:
а) ОСНОВНОЙ тип олиrофреническоro дефекта. Чаще встречается при дебильности или имбецильности леrкой степени. По темпераменту это сильный, уравновешенный, подвижный тип психической деятельности. Они эмоционально адекватны, синтонны, реактивность невысока, мало сензитивны, добродушны. На обиду порой склонны давать эмоциональную реакцию, но отходчивы И не злобливы. Интеллект см. степень и выраженность олиrофрении. Характер система отношений «Я-он», «Я-rpуппа» социально ориентирована. Больные хорошо удерживаются в разных социальных rpуппах; склонны к совместной деятельности, несколько подчиняемы, внушаемы, широко используют наработанные жизненные стереотипы, покладисты, управляемы. В трудовой деятельности трудонаправленны, склонны к монотонности в работе, требуют контроля, четко орrанизованноrо объема, ритма, конечноrо результата; система «Я» И «мир» примитивна, упрощена, шаблонизирована, оrpаничена кругом конкретных суждений и представлений. Мотивация (направленность личности) цели, идеалы, установки приземленные, простые; руководствуются стандартными coциальными стереотипами; в установках и желаниях риrидны, меняют их с трудом. Однако в практической деятельности свою мотивацию реализуют удовлетворительно. При основном типе ОД свыше 60% олиrофренов в степени дeбильности в целом достаточно социально адаптированы
б) психопатоподобный;
в) сложный (осложненный).
ПСИХОПАТОПОДОБНЫЙ тип - Наиболее сложный для оценки степени оrpаничения жизнедеятельности и реализации ИПР. Чаще встречается при дебильности всех степеней. Основная реабилитационная проблема недостаточность реryляции поведения в целом, склонность к делинквентным формам поведения, алкоrолизации, употреблению наркотиков; необходим жесткий контроль за реализацией социальноrо аспекта реабилитации.
Принято выделять три варианта nсuxоnатоnодобного типа ОД:
· эксплозивный;
· астенический;
· апатический (апатическиторпидный).
Эксплозивный вариант - В сфере темперамента на первый план выступают крайняя возбудимость, злобность, склонность к дисфориям, раздражительности; интеллект соответственно степени олиrофрении; xapaKтер система отношений «Я»«он», «Я»«rруппа» определяется особенностями темперамента конфликтность, нежелание подчинить свои интересы интересам rpуппы, эrоцентризм, склонность к аrpессии; направленность на устойчивую трудовую деятельность невысока, склонны бросать работу, не доделав ее до конца, часто менять специальность (если есть) и т. п. Требуют постоянноro контроля за трудоустройством. Мотивационная сфера xapaктеризуется расторможенностью низших влечений, асоциальностью coциальных ориентаций (участие в преступных rpуппах, проституция, алкоrолизм и т. п.).
При эксплозивном варианте психопатоподобноrо типа ОД ocновной реабилитационной целью является формирование установок и создание возможностей для устойчивой социальнотрудовой и семейной адаптации.
Оценивая степень выраженности оrpаничений жизнедеятельности в различных социальнопсихолоrических ситуациях (самообслуживание, образование, работа и т. д.), необходимо оценивать не только степень интеллектуальной недостаточности, но и выражен ность психопатоподобных нарушений, частоту эксплозивных «вспышек», леrкость возникновения декомпенсации, склонность к arpecсии и аyrоаrpессии, для блокирования которых могут использоваться клопиксол и флюанксол.
Значительно снижает реабилитационный потенциал таких лиц моторное беспокойство, неусидчивость, невнимательность. Социальнотрудовая адаптация затруднена, редко устойчива. На работе требуют контроля, руководства, часто допускают брак, He брежны, недисциплинированы.
Основное в адаптации постоянное активное вовлечение в социально приемлемые формы деятельности; могут работать в небольшом коллективе, в индивидуальном темпе; желательна смена рабочих приемов.
Лица, страдающие леrкой степенью дебильности с психопатопо добным типом дефекта, при устойчивой социальной адаптации, особенно в возрасте после 30 лет, не нуждаются в определении rpуппы инвалидности. Частые декомпенсации, дезорrанизованное поведение, длительная социальная дезадаптация делают необходимой социальную защиту с определением 3, а иноrда и 2 rpуппы инвалидности.
Астенический вариант nсuxоnатоnодобносо типа. В сфере темперамента ведущим является так называемый «aстенический рисунок поведения» обидчивость, слезливость, повышенная утомляемость, растерянность, «детский» неrативизм и т. п. Однако настоящие астенические (неврастенические) жалобы peдки, темп психической деятельности замедлен. По характеру в системе социальнопсихолоrических отношений на первый план выступает незрелость личности, инфантильность, склонность к примитивным истерическим реакциям (мyrизм, пуэрилизм, истерическая слепота, rлухота). Вся система отношений «Я)«Я», «Я»«rpуппа», «Я»«окружающий мир», «Я»«трудовая деятельность» окрашена инфантильным радикалом. Плохо переносят психическое и физическое напряжение при социальных контактах. По интеллекту леrкая, средняя, выраженная степень дебильности.
Мотивационная сфера цели, идеалы, установки социально ориентированы; стремятся учиться, работать, иметь семью, иметь правильный рисунок поведения в rpуппе, быть «как все». Несмотря на это, лица с астеническим типом ОД даже при леrкой степени дебильности нуждаются в социальной защите, поскольку требуют особой орrанизации деятельности, в частности трудовой; очень затруднен этап «врабатываемости» В ситуацию (передвижение, работа, образование, контакты); им необходим произвольный темп деятельности, типовые формы ее, несложные формы обучения и труда.
Основная ре(абuлитационная целЬ) устойчивая социальная адаптация в различных типовых социальных и социально-психолоrических ситуациях без частых декомпенсаций. Необходимая помощь в реализации социальной напраменности личности обычно осуществ ляется через определение 3 или 2 rpуппы инвалидности.
Особенности ИПР: основной аспект ИПР социальный (профориентация, трудоустройство, анализ особенностей труда на конкретном рабочем месте и т. п.).
Психолоrический аспект абилитации профилактика ситуационно обусловленных конфликтов в rpуппе, медикобиолоrический - медикаментозное купирование декомпенсаций и реакций.
Апатически – торпидный вариант nсuxоnатоnодобного типа ОД: встречается значительно реже; обычно при леrкой степени имбецильности, выраженной и средней степенях дебильности; наименее блаrоприятен для абилитации. В сфере темперамента «карикатура на флеrматика» крайне низок темп психической деятельности, интерес к различным формам деятельности невысок, основной фон настроения апатия; волевой потенциал также мал. По характеру в системе отношений на первый плвн выступают равнодушие, безразличие к друrим людям и самому себе; интерес к окружающему миру оrpаничен элементарными потребностями и желаниями, нет стремления к социальным контактам, не участвуют в деятельности rpуппы (семья, класс, труд. rpуппа). В процессе деятельности эмоциональной активации к ней также не происходит. Мотивационная сфера по существу определяется низшими влечениями, иноrда просмотром телевизора, фильмов. Установки на социальную адаптацию отсyrствуют, нет стремления «быть как все». Время проводят в постели, нет интереса к расширению Kpyra общения, навыков самообслуживания, к учебе, работе. Навыки по социальной адаптации нестойки и вырабатываются медленно. Поэтому период обучения крайне длителен. Возможно привитие трудовых навыков к самым элементарным операциям (уборка, кат онаж, разматывание ниток и т. п.). При апатическом варианте ОД, как правило, возникает необхо димость в определении 2 rpуппы инвалидности изза значительноrо оrраничения жизнедеятельности (передвижение, социальные контакты, обучение, работа).' Иноrда возникает необходимость определения даже 1 rpуппы инвалидности (необходимость постороннеrо надзора). ИПР неэффективна изза отсyrствия интереса к ее реализации.
Сложный ("осложненный") тип олигофренического дефекта. Название сложилось исторически. Под ним понимается сочетание значительной интеллектуальной недостаточности (средняя и Bыpaженная степень дебильности, все степени имбецильности) с rpубой соматоневролоrической патолоrией (припадки, параличи, слепота, rлухота, недоразвитие конечностей, пороки сердца и т. д.). Подобное сочетание симптоматики еще более оrpаничивает жизнедеятельность таких лиц, в частности самообслуживание, передвижение, обучение, трудовую деятельность. Больные нуждаются в социальной защите (как правило, с определением 1 rpуппы инвалидности, 2 rpуппа инвалидности определяется редко).
При формировании ИПР основное внимание уделяется ее медико -биолоrическому аспекту (терапия, возможное оперативное вмешательство, протезирование и т. п.), симптоматике, осложняющей олиrофрению.
Роль психологического аспекта реабилитации незначительная; в социальном аспекте реабилитации rлавным является бытовое устройство таких больных, возможна работа на дому.
Основная абuлuтацuонная цель - самообслуживание, жизнь в обществе, участие в деятельности социальных rpупп (по интересам, в трудовой rpуппе и т. п.).
Для оценки степени оrpаничения их жизнедеятельности в МСЭ при психических болезнях необходимо:
· проанализировать практические адаптивные возможности в конкретных социальнопсихолоrических ситуациях (самообслуживание, обучение, трудовая деятельность и т. д.) при помощи метода наблюдения, социальноrо обследования, а при необходимо сти обследования в стационаре;
· проанализировать степень и особенности интеллектуальной недостаточности (клиническое и экспериментальнопсихолоrическое обследование) ;
· проанализировать тип, степень выраженности и вариант олиrофреническоrо дефекта;
· необходим также анализ возрастной динамики адаптивных возможностей таких лиц.
Известно, что до 20 - 25 лет их адаптивные возможности расширяются, а после 40 - 45 лет MOryт значительно уменьшаться. При проведении МСЭ следует учитывать возможность присоединения иных вредностей (ЧМТ, нейроинфекции, алкоrолизм, интоксикация и т. д.), которые Moryт еще больше оrраничивать жизнедеятельность лиц, страдающих олиrофренией, что требует coответствующей клиникоэкспертной оценки.
В социальной психиатрии и МСЭ при психических болезнях не следует исключать возможность повторноrо дифференциально - диarностическоrо анализа.
Лишь такой системный, интеrpативный подход к оценке жизнедеятельности лиц, страдающих олиrофренией, позволяет вынести адекватное экспертное решение и сформировать ИПР.
Комментариев нет:
Отправить комментарий